7 сентября 2024 года, в день памяти апостола Варфоломея, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы города Переславля.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Александр Передернин, настоятель Никитского мужского монастыря архимандрит Димитрий (Храмцов), благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, секретарь Ярославского епархиального управления священник Александр Пчёлкин, протоиерей Алексей Морозов, протоиерей Димитрий Беляев, священник Андрей Баскаков, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Александр, дорогие отцы, братья и сёстры!
Не так давно у отца Александра была памятная дата — 35-летний юбилей служения в сане священника, именно это события послужило причиной нашего нынешнего соборного служения. Дорогой отец Александр, я вас, конечно же, поздравляю с вашим памятным днём, радуюсь вместе с вами и благодарю Бога за эти три с половиной десятилетия милости Божией, явленные в вашем священническом служении, благодарю вас за приглашение и за организацию только что совершенной нами Литургии! Молюсь, чтобы Всемилостивый Господь даровал вам ещё много лет непорочного священства!
Сегодня во время Литургии прозвучал отрывок из 19-й главы Евангелия от Матфея, который многие наши современники, точно также, как и многие современники Спасителя, воспринимают с некоторым содроганием: речь в этом отрывке шла о нерасторжимости брака.
Существует традиция понимания этого отрывка как указания Самим Господом Иисусом Христом на превосходство монашеского образа жизни над семейным. Традиция эта весьма устойчива и авторитетна. Но если мы внимательнее приглядимся к тому, что было здесь сказано Христом, то увидим здесь далеко не только это указание.
Ученики Христовы, выслушав своего Учителя, сделали вполне ожидаемый вывод: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19, 10), Господь не стал прямо соглашаться с этим утверждением, Он сказал, что «не все вмещают слово сие, но кому дано» (Мф. 19, 11).
Действительно, есть люди, которым от Бога в качестве особого дара дана сила нести безбрачный образ жизни, но такой образ жизни должен сопровождаться исключительным целомудрием, что, опять же, человеческими силами недостижимо, это дар Божий. Конечно, как и всякий другой дар Бога, целомудрие может быть дано человеку от рождения как его естественное свойство, но в большинстве случаев оно достигается путём многолетнего подвига. При этом целомудрие не является требованием, которое Господь предъявляет лишь к тем, кто избрал безбрачный образ жизни.
Слова сегодняшнего отрывка, в которых Христос излагает Своё отношение к браку, говорят о том же, то есть о целомудрии. Если его нет, и если нет стремления к нему, то построить нормальные — такие, какие заповеданы Богом — семейные отношение не удастся. Ведь целомудрие означает, что целью своей жизни человек полагает исполнение воли Божией, а не жизнь ради удовлетворения сиюминутных интересов и похотей. Тогда как именно это последнее и представляет собой те причины, по которым было позволено разводиться современникам Христа. В ту эпоху израильтянин мог оставить свою жену фактически без повода: достаточным основанием считалось, например, несовершенство её кулинарных навыков или же несколько померкшая телесная красота. Подобного рода уважительных причин было бесчисленное множество, все их можно свести к одной: разводиться можно было в том случае, если жена вольно или невольно мешала в полной мере наслаждаться жизнью. Но что это, если не отсутствие целомудрия, которое находит основание в установившейся традиции эпохи?
Христос в разговоре со Своими учениками указывал именно на это. А его дальнейшие слова касаются не только тех, кто решил не вступать в брак, но и тех, кто идёт по пути семейной жизни. И первым, и вторым необходимо в духовном смысле быть скопцами, и первые, и вторые должны всеми силами стремиться к целомудрию ради исполнения предельно ясно высказанной воли Божией.
И дай Бог, чтобы все мы смогли его стяжать!