14 октября 2025 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Покровском храме города Переславля.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Александр Передернин, протоиерей Алексей Морозов, протоиерей Павел Гаврилов, иеромонах Илия (Кропанов), иеромонах Тихон (Батурин), иеродиакон Герман (Евсеев), диакон Александр Пальтов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Димитрий Ухоботов, диакон Александр Лущеко.
За богослужением была совершена священническая хиротония диакона Александра Лущеко, а также хиротесия во чтеца и иподиакона и диаконская хиротония Леонида Рынкова.
По окончании Литургии владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Александр, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Покрова Божией Матери!
Пожалуй, никому из нас не доводилось находиться в окружённом врагами городе, о том, что чувствуют попавшие в такую ситуацию люди, мы знаем лишь по историческим свидетельствам, и свидетельства эти неутешительны. В качестве близкого нам и яркого примера можно вспомнить блокаду Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Из рассказов переживших блокаду людей, а также из документов той эпохи мы знаем, что многие люди в буквальном смысле теряли в этих условиях человеческий облик, исчезали любые этические установки, какая-либо нравственная система попросту становилась неактуальной: позволительным многие блокадники считали то, что помогает им выжить. Конечно, блокада Ленинграда — это не просто осада города, это, в первую очередь, голод, и именно он очень быстро лишал многих людей человеческого достоинства.
Однако мы знаем, что и любое другое физически тяжёлое состояние в силах превратить человека в говорящее животное, да, собственно, мы становимся подобными животным всякий раз, когда отказываемся от нравственных евангельских принципов ради угождения плоти; плоть, как показывает многовековая практика, способна лишить человеческого достоинства почти кого-угодно. Начинается же это с малого: с того, что мы выбираем благо для нашего тела в ущерб благу души в чём-то малом, к примеру, предпочитая чуть больше поспать вместо совершения утренних или же вечерних молитв, или же выбирая пустую болтовню вместо чтения Писания, или же соглашаясь на осуждение наших близких. Примеров такого рода — масса, но все они указывают на одно: в эти моменты плоть становится выше души и порабощает себе душу.
Всё это было бы в высшей степени печально, если бы не одно обстоятельство: Покров Пресвятой Владычицы, явленный во Влахернском храме Константинополя, — это не какое-то местное и частное явление, это то, что всегда пребывает над христианами, то, что, не изменяя фактической реальности вокруг нас, даёт нам силы оставаться верными Христу. Если, конечно, мы этого действительно хотим. Покров и заступление Пречистой Девы помогали, помогают и будут помогать христианам всегда, и, чтобы ощутить эту помощь, достаточно обратиться в молитве к Пресвятой Богородице.
Конечно, мы все это прекрасно знаем и помним, однако иной раз память нас подводит в простых житейских ситуациях, мы забываем, что если Покров Её простёрт над нами всегда, то и молитва должна сопутствовать нашему дыханию, она должна быть постоянной, и если она будет таковой, то мы сумеем сохранить свой и христианский, и человеческий облик в любой, даже самой непростой и опасной ситуации.
Неслучайно Покров Пресвятой Богородицы связывают с осадой Константинополя. Да, многие исследователи говорят, что эта связь ошибочна, и что Покров — это совершенно самостоятельное событие, никак не зависящее от политической и военной ситуации Византийской империи. Но само появление мысли о зависимости Покрова от осады Константинополя говорит нам о том, что не стоит бояться тяжёлых жизненных обстоятельств, ведь они способны дать нам нечто большее, то, чего не способен дать физический мир, они могут привести нас к духовному благу, которое не ограничено рамками земной жизни.














































