24 июня 2024 года, в День Святого Духа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Переславле.
Его Преосвященству сослужили: настоятель храма протоиерей Александр Передернин, настоятель Никитского мужского монастыря архимандрит Димитрий (Храмцов), благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), духовенство храмов и монастырей г. Переславля и Переславского района.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви архиерейских грамот были удостоены:
- Евгений Витальевич Корнилов;
- Григорий Геннадьевич Лебедев;
- Валерий Николаевич Подгорнов;
- Надежда Ивановна Подгорнова.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогой отец Александр, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с Днём Святого Духа! И, конечно же, отца Александра — с днём рождения и с прошедшими вчера именинами!
В День Святого Духа церковный устав предписывает прочитывать во время Литургии отрывок из 18-й главы Евангелия от Матфея, и в этом отрывке нет слов о Святом Духе, зато есть слова об отношении Бога к человеку. Конечно, мы с вами прекрасно понимаем, что само по себе ниспослание Святого Духа и пребывание Его с нами свидетельствует о чрезвычайной близости Бога к человеку, о Его любви к нам и о Его непрестанной заботе.
Когда же мы говорим об отношении Бога к человеку, то нам необходимо определиться с терминами, и понять, что же мы имеем в виду: отдельного человека или же человечество? На первый взгляд кажется, что универсальность Евангелия подразумевает сфокусированность не на отдельном человеке, а на человечестве. Если же мы будем внимательнее, то увидим, что абсолютное большинство речей Христа обращены не к какому-то безличному большинству, они обращены к тому или же к тем, кто находился непосредственно перед Спасителем. Сегодняшний евангельский отрывок содержал в себе краткую притчу — о заблудшей овце — и эта притча прямо свидетельствует, что Бог, в первую очередь, сосредоточен не на человечестве как таковом, а на человеке, и этим «оптика» Бога существенно отличается от привычной нам «оптики» современного мира, которая активно оперирует понятиями статистики и блага большинства.
Кажется очевидным, что и для нас — для христиан — приоритетным должно быть то отношение к человеку, которое проповедовал Господь наш Иисус Христос. Однако сама наша эпоха заставляет нас мыслить иными масштабами, и, к примеру, сталкиваясь с чьими-то грехами мы в первую очередь склонны думать об общественных последствиях этих грехов, а не о душе грешника, грешник при таком подходе перестаёт восприниматься как созданный по образу и подобию Божию человек и превращается в источник опасности для общества, который надо во что бы то ни стало ликвидировать. Очевидно, что такой подход самым радикальным образом противоречит услышанным нами сегодня во время Литургии словам Спасителя: «Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11).
Дорогой отец Александр, мне кажется, что совпадение вашего дня рождения с чтением в храме этого евангельского отрывка совершенно не случайно. За годы нашего с вами совместного служения в Переславской епархии я бесчисленное множество раз мог убедиться, что вы, подобно нашему Спасителю, всегда сосредоточены на благе конкретного человека, вы никогда не размышляете статистически значимым количеством людей, тогда как я иной раз имею соблазн уклоняться именно в эту сторону. Я рад, что вы всегда рядом, и всегда находите верные слова, чтобы вернуть меня к евангельскому отношению к людям.
Молюсь, во-первых, о том, чтобы Господь не оставлял вас, чтобы Он наполнял вас силой для служения Ему, а во-вторых, молюсь о том, чтобы вы всегда умели находить те слова и выражения, которые и мне, и всем клирикам нашей епархии помогали возвращаться из теоретических высот размышлений о благе человечества к практическим действиям, направленным на благо человека! Многая и благая лета вам, дорогой наш отец Александр!