24 августа 2024 года, в канун Недели 9-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Для Священного Писания мир духовных сил не менее реален, чем мир физический, а потому на страницах Библии мы неоднократно встречаем упоминание то ангельских сил, то сил бесовских. Евангелие не является в этом смысле исключением, об ангелах и бесах мы можем слышать от Самого Господа Иисуса Христа, есть в Евангелии и рассказы о взаимодействии Спасителя с этими духовными сущностями, в частности, с бесовскими силами.
Один из таких рассказов содержится в 3-й главе Евангелия от Марка, в котором мы можем увидеть прекрасную картину всеобщего воодушевления: Спаситель удачно скрылся от задумавших Его погубить фарисеев и иродиан, за Ним отовсюду следовали нуждавшиеся в помощи люди, Господь многих исцелил, больные в буквальном смысле бросались к Спасителю в надежде обрести здоровье. Среди этого множества жаждущих помощи апостол и евангелист Марк упомянул уже не людей, а «духов нечистых», которые падали перед Спасителем «и кричали: Ты Сын Божий» (Мк. 3, 11).
Конечно, здесь под «духами нечистыми» стоит понимать не самих этих существ, а одержимых ими людей, и в физическом смысле перед Христом падали вовсе не духи, а люди, кричали тоже люди, это всё очевидно и понятно, но тем не менее упоминание апостолом Марком нечистых духов как действующих лиц — это отнюдь не художественный приём, это отражение реальности, ведь бесноватый не способен сопротивляться овладевшему им духу, личность такого человека в каком-то смысле замещается демоном.
Священное Писание крайне скудно говорит о бесноватых. Так, у нас нет описания того, каким образом люди попадают в столь печальное состояние. Из Писания мы можем сделать лишь вывод о том, что люди сами своими грехами открывают дверь злым духам. Собственно, именно так и поступила Ева: она вступила в общение со змием, и она поверила ему больше, чем Богу. Да, Ева не сделалась после этого бесноватой, однако она утратила прежнюю свободу, и в этом её состояние, как и состояние всех её потомков, очень похоже на состоянии одержимых злыми духами.
Конечно, мы в силах сами принимать решение относительно своей жизни, мы встаём тогда, когда хотим встать, садимся, когда хотим сесть, говорим тогда, когда считаем это нужным. Все прочие бытовые действия мы также совершаем по своему собственному усмотрению, в нас не живут сущности, которые бы нами управляли. Но свободна ли наша воля в высшем смысле этого слова? Всегда ли мы можем избирать благо и следовать словам Христа? Увы, но евангельский рассказ об исцелении Спасителем бесноватых — это ещё и указание пути, по которому необходимо пройти, если, конечно, мы хотим обрести полную свободу.
Как мы увидели из этого рассказа, одного исповедания Иисуса из Назарета Сыном Божиим для этого недостаточно, нужно нечто большее, то, чего невозможно ожидать от одержимых злыми духами людей: нужно стремление не только называть Иисуса Сыном Божиим, но и жить так, как Он нам заповедовал. Если будет такое стремление, если мы будем в своих сердцах падать к ногам Иисуса, то Он обратит на нас Своё милостивое внимание, и даст нам свободу славы детей Божиих (см. Рим. 8, 21).