6 августа 2024 года, в день памяти мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: благочинный монастырей епархии игумен Пантелеимон (Королёв), настоятель Борисоглебского монастыря игумен Иоанн (Титов), благочинный Борисоглебского округа протоиерей Сергий Васильев, благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), духовенство Переславской и Ярославской епархий.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с днём памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида!
Одна из самых важных тем христианского богословия — это учение о свободе, которую даровал нам Христос, а потому неудивительно, что апостол Павел так или иначе касался темы свободы в каждом из своих посланий. В понимании апостола, которое, конечно же, в полной мере унаследовала Церковь, свобода — отличительная характеристика человека, человек был сотворён абсолютно свободным, он мог по своей воле избирать добро или же зло, но в какой-то момент наши праотцы решили избрать зло, то есть ослушаться Бога. Их поступок привёл к тому, что мы все стали, как о том написал святитель Николай Японский, «удобопреклонны ко злу», то есть нас по какой-то невыразимой причине влечёт к себе грех, это влечение может иметь разные формы и степени, но нет человека, который был бы свободен от тяги ко злу, или, иными словами, от тяги к греху. По мнению апостола Павла, Христос Своим Воскресением даровал нам первозданную свободу, мы можем не избирать грех, можем побеждать влечение к нему, если, конечно, захотим, потому что обретённая свобода вовсе не означает порабощения воли, следовательно, мы — христиане — снова оказываемся в ситуации Адама и Евы, ситуации, в которой грех начинает порабощать нас только в том случае, если мы сами позволяем ему это делать.
Апостол Павел призывал христиан дорожить вновь обретённой свободой, оберегать её и не возвращаться к состоянию ветхого человека, то есть того, кто не умер для греха в купели крещения. К примеру, в Послании к Галатам он писал об этом так: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1). Но невозможно сохранить свободу, если ничего не делать для её развития и утверждения, следовательно, мы должны предпринимать какие-то действия для того, чтобы дарованная нам Христом свобода расширяла свои границы.
Помимо свободы как таковой, есть и один из её аспектов — свобода от похотей собственного тела. Наши тела после грехопадения Адама и Евы перестали в полной мере нам подчиняться, а потому каждый из нас находится в пленении собственной телесности. Тело влечёт нас вовсе не туда, куда бы мы хотели быть влекомыми. И с этим необходимо как-то жить. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам написал, что Христос освятил всего человека, в том числе и наши тела, а это означает, что тело христианина является «храмом живущего в нас Святого Духа», следовательно, любой грех против тела — это, в первую очередь, грех против Бога и уничижение Христова Воскресения.
Мы все прекрасно знаем, какие грехи являются грехами против тела, и нет необходимости их перечислять, однако стоит сказать о, пожалуй, самом страшном грехе такого рода, его можно описать так: это отказ отдать своё тело в служение Тому, Кто воззвал нас из небытия, то есть Богу.
Удивительно, но святые братья Борис и Глеб сумели избежать этого греха. Удивительно же это по той причине, что, во-первых, они были ещё очень молоды, а во-вторых, христианство совсем недавно пришло на Русь и они не могли вырасти в полностью христианской культуре, не могли они и стать носителями христианского мировоззрения, взяв его из окружающего общества. Конечно же, Бог в силах любого человека в любую эпоху сделать наследником веры Авраама (см. Мф. 3, 9), но невозможно не удивляться тогда, когда Бог таким образом вторгается в нашу жизнь.
Борис и Глеб — это одно из самых важных знамений, которое соделал Бог с нашим народом и нашей Церковью, можно сказать, что их подвиг предначертал весь путь русской святости, они указали путь святости каждому из нас: мы должны помнить, что сами наши тела принадлежат Богу, они нам даны для служения Сотворившему нас.