22 июня 2024 года, в канун Дня Святой Троицы, Пятидесятницы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение в храме Живоначальной Троицы села Дивная Гора Угличского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), настоятель храма протоиерей Борис Стародубов, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Борис, дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с праздником Святой Троицы — с днём Сошествия Святого Духа на апостолов!
Когда мы говорим о христианстве, то необходимо всякий раз уточнять, что же именно мы имеем в виду, ведь христианство заключает в себе очень многое, да, в первую очередь христианство — это вера во Христа как Сына Божия, но христианство — это и догматическое учение Церкви, это и Священное Предание со Священным Писанием, это и святоотеческое наследие, и архитектура, и музыка, и живопись, и аскетика, и так далее. Вполне естественно, что для каждого конкретного христианина христианство предстаёт чем-то абсолютно уникальным и чрезвычайно личным, тем не менее, мы все, обладающие своим неповторимым пониманием христианства, соединены в одну Церковь, мы пребываем вместе, и если вдуматься, то станет очевидным: природа нашего единства сверхъестественная, она от Бога, а точнее — от Духа Святого. Дух Святой не только дал историческое бытие Церкви и наставляет верующих ко спасению, Он ещё и залог нашего единства, следовательно, и единства Церкви, а потому грех против единства — это и один из тех грехов, которые Господь наш Иисус Христос назвал хулой на Духа, и, как мы помним из Евангелия, такой грех не может быть прощён.
Конечно, грех против единства Церкви — это далеко не единственный образ греха против Духа Святого, размышляя о таких грехах, многие авторитетные церковные учителя указывали на упорное сопротивление истине и на отрицание очевидных действий Святого Духа в нашем мире как на основные проявления хулы на Духа, единство Церкви — одно из действий Святого Духа, а потому и грех против единства есть против Духа.
Как мы можем избежать этого греха?
Само устройство Церкви даёт нам ответ на этот вопрос: Церковь строго иерархична, Её Глава — Господь наш Иисус Христос, Он избрал Себе учеников, на которых сошёл Святой Дух, апостолы под водительством Духа устроили земную Церковь, и в этой Церкви у каждого есть своя роль, своё место, и всё это определено не людьми, но Духом Святым. Однако мы знаем, что люди всегда остаются людьми, и никто из нас не идеален, а потому мы, приходя в Церковь, приносим с собой и нечто исключительно человеческое, то, что может негативно сказаться на гармонии первоначального устроения Церкви. Когда же мы видим нарушение гармонии, то есть соблазн прийти к выводу, что Церковь — это всего лишь одна из множества земных организаций, со свойственным всему земному пороками, а значит можно перестать оказывать послушание Церкви. Да, пороки свойственны земному, пороки свойственны членам Церкви, но не ей самой, она — свята и непорочна, и, очищая от душевной скверны своих чад, Церковь ничуть не повреждается, точно также, как не стал причастным ко греху и Её Глава, упразднивший ад и выведший всех от века в нём заключённых. Нам стоит об этом всегда помнить, и, помня об этом, отсекать все те соблазны нарушения церковного единства, которыми неизбежно будет соблазнять нас враг рода человеческого.
Дорогой отец Борис, вам, как нашему сегодняшнему гостеприимному хозяину я особо хочу пожелать, чтобы и вы сами до последнего вашего вздоха были едины с Церковью, и, чтобы соблазн разделений не коснулся вашей паствы. Пусть же Господь всех нас сохранит от какого бы то ни было вида хулы на Духа Святого!