31 августа 2021 года, в день памяти мучеников Флора и Лавра, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Троицком храме села Дивная Гора Угличского района.
Нижний придел этого храма посвящён святым мученикам Флору и Лавру.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с днём памяти мучеников Флора и Лавра.
Сегодня мы с вами слышали фрагмент 23-й главы Евангелия от Матфея, которая практически полностью состоит из обличительных слов Христа Спасителя, обращённых к книжникам и фарисеям. Можно сказать, что Своей речью Господь подводит черту под попытками «достучаться» до представителей израильской религиозной элиты. Эти обличения Христос облекает в форму ярких образов, которые были понятны Его слушателям, но часть из них нуждается в пояснении для читателя, незнакомого с традициями и бытом Израиля двухтысячелетней давности.
Одно из таких мест — уподобление книжников и фарисеев окрашенным гробам. И если с привычными нам деревянными ящиками всё понятно — их легко покрасить в любой цвет, то, что имел в виду Спаситель, когда произносил Свои слова? Ведь в Его время в Палестине бытовал совершенно иной способ погребения умерших — их заворачивали в саван и клали в пещеры. Что же здесь можно красить? И, главное, зачем?
Ответ кроется в ветхозаветном запрете на прикосновение к мёртвому телу. Об этом сказано в книге Чисел: «Кто прикоснется к мёртвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней: он должен очистить себя сею [водою] в третий день и в седьмой день, и будет чист; если же он не очистит себя в третий и седьмой день, то не будет чист; всякий, прикоснувшийся к мёртвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, ещё нечистота его на нём» (Числ. 19, 11-13).
Как мы видим из текста Ветхого Завета, этот запрет не носил абсолютный характер, прикосновение к усопшим влекло за собой временную ритуальную нечистоту, но для таких ревнителей закона, как книжники и фарисеи его было достаточно, чтобы всеми доступными средствами избегать прикосновения к мёртвым телам. Именно из этого буквалистского отношения к тексту Священного Писания произошел обычай раз в год белить известью пещеры, служившие гробницами, чтобы случайно не прикоснуться даже ко гробу.
Такие пещеры были видны издали, выглядели они весьма симпатично, но содержимое их было совершенно иным. Внешность гроба и его наполнение резко контрастируют друг с другом, и абсолютно неважно, что понимается под гробом, любой из этих предметов симпатичнее разлагающегося человеческого тела. Так и внешнее проявление жизни книжников и фарисеев контрастировало с их внутренней сутью, о чём Господь сказал здесь же: «Вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».
Если мы честны сами с собой, то в нашей жизни нет и секунды, когда мы бы не ощущали себя окрашенными гробами. Ведь несмотря на то, что мы производим хорошее впечатление и, порой, получаем похвалы и восторженные отзывы в свой адрес, внутри мы всё равно остаёмся усыпаны грехами, как язвами.
Я надеюсь, что молитвами мучеников Флора и Лавра Господь поможет нам привести своё внутреннее устроение в соответствии с тем красивым образом, который мы старательно являем миру.