20 июня 2024 года, в день памяти священномученика Андроника, архиепископа Пермского и Соликамского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Преображенском храме села Поводнево Мышкинского района.
Архиепископ Андроник, в миру Владимир Александрович Никольский, родился в семье псаломщика Преображенской церкви с. Поводнево Мышкинского уезда Ярославской губернии. Святой был выдающимся миссионером и богословом, учеником и сподвижником равноапостольного Николая Японского.
У стен храма похоронены родители священномученика — диакон Александр и Екатерина.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов, настоятель храма священник Андрей Колесников, благочинный Угличского округа игумен Николай (Шишкин), протоиерей Борис Стародубов, священник Сергий Бернацкий, священник Димитрий Туляков, священник Владимир Юрченко, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов.
Во внимание к трудам на благо Святой Церкви настоятель храма священник Андрей Колесников был удостоен медали прп. Иринарха Затворника.
По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к молящимся:
— Дорогой отец Андрей, дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с днём памяти священномученика Андроника, архиепископа Пермского!
Мне, как и, наверное, абсолютному большинству священнослужителей, неоднократно приходилось сталкиваться с людьми, которые держали в руках Синодальный перевод Нового Завета и спрашивали, есть ли у нас тот же самый текст, но на русском. Когда же я удивлялся и говорил, что, собственно, именно русский текст они и держат в руках, то, совладав с первоначальным изумлением, мои собеседники задавали следующий вопрос: «Почему же нам ничего не понятно?» Действительно: почему?
Конечно, можно указать на недочёты нашего общеупотребительного Синодального перевода, они у него есть, они всем известны. Но дело в том, что не существует и не может существовать той редакции Священного Писания, которая была бы понятная абсолютному большинству. Безусловно, сам по себе текст имеет громадное значение, но понимание зависит не только от свойств текста, понимание — это всегда нечто большее, об этом мы прекрасно знаем из межличностного общения: есть те, кто понимает нас с полуслова, а есть те, с кем бесполезно говорить, потому как нет тех слов и выражений, которые помогли бы нам стать понятыми. Очевидно, что дело здесь не в словах, а в чём-то значительно большем, в том, что весьма непросто определить.
Относительно слов Христа всё ещё сложнее. На протяжении Его земного служения ученики всеми силами пытались понять Своего учителя, они подробно расспрашивали Его о смысле той или иной притчи, но несмотря на все их старания общий смысл Христова учения от них зачастую ускользал, как ускользали и слова о грядущих Страданиях и Смерти Спасителя.
Господь Иисус Христос в Своей прощальной беседе, отрывок из которой мы услышали сегодня во время Литургии, сказал об очень многих вещах, прозвучал сегодня и ответ Христа на вопрос о понимании Священного Писания. Оказывается, понимание связано не только с интеллектом слушающего или читающего, но, в первую очередь, с содействием Святого Духа. Несмотря на то, что о Святом Духе в этом отрывке не сказано прямо, толкователи видят указание на Него в словах Христа: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце» (Ин. 16, 25).
«Доселе», то есть до Своего отшествия ко Отцу, Христос, будучи во плоти и среди людей, использовал человеческие же методы общения. Но истина о Боге превосходит существующие человеческие формы коммуникации, максимально возможное приближение к выражению истины — притчи. После Христова Вознесения и Сошествия Святого Духа не только притчи станут понятны, но и произойдёт нечто значительно более серьёзное: притчи станут не нужны, утратит смысл любой другой текст, так как Дух Святой будет свидетельствовать о Боге способом, который превосходит все нам известные методы коммуникации.
Ученики Христовы, как кажется, всё это поняли. Они согласились и не стали спорить, в ответ на слова Спасителя они произнесли замечательную фразу: «Посему веруем, что Ты от Бога исшел» (Ин. 16, 30). На что Господь отвечает им довольно загадочно: «теперь веруете?» (Ин. 16, 31). Понять её можно как «наконец-то вы уверовали», но она имеет совершенно иное значение. Христос задал им вопрос о том, как долго они будут верить. Только в эту минуту или дольше? Евангелие не зафиксировало словесный ответ апостолов, но оно описало их дальнейшие действия: та их вера не была долгой, буквально через несколько часов апостолы рассеялись из-за страха перед Синедрионом. Оказалось, что декларировать веру просто, но непросто жить по вере. Более того, без содействия Духа Святого это и вовсе невозможно.
Сегодня мы совершаем чествование нашего земляка — священномученика Андроника, человека, который, содействием Святого Духа сумел пронести веру через все выпавшие на его долю испытания, он не дрогнул, не испугался и не отступил от Христа. Дай Бог, чтобы его молитва и у каждого из нас была столь же непоколебимая вера в Господа нашего Иисуса Христа!