3 июня 2024 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: секретарь Переславского епархиального управления протоиерей Александр Передернин, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, духовенство Переславской епархии.
За богослужением возносились молитвы о упокоении духовного наставника епископа Феоктиста — приснопамятного митрополита Николая (Шкрумко), преставившегося ко Господу 3 июня 2015 года.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
Сердечно благодарю всех вас за то, что вы нашли силы, время и возможность разделить с нами торжество престольного праздника кафедрального собора, а также мою личную памятную дату — очередную годовщину архиерейской хиротонии!
За последние двадцать лет мне несколько раз доводилось слышать от посвящённых в священный сан монахов довольно настораживающую фразу: они говорили о самих себе как о шествующих ко спасению. Возможно, эти их слова были своего рода православным юмором, но если относиться к этой мысли всерьёз, то получается довольно неприглядная картина: мысли о себе самом, как о том человеке, который неуклонно движется ко спасению и обязательно его достигнет не могут не напоминать о самоощущении евангельских книжников и фарисеев, которые тоже были абсолютно уверены в верности своих трактовок Священного Писания, в праведности своей жизни и в том, что Бог на их стороне.
Однако в 8-й главе Евангелия от Иоанна в сторону этих людей звучит страшная фраза Господа Иисуса Христа: «Ваш отец диавол» (Ин. 8, 44). Мы бы, конечно, могли после этих слова Спасителя вспомнить о всех исторических грехах книжников и фарисеев, и, шире, о грехах других иудеев. Вспомнить, что они неоднократно предавали самих себя и Бога, что они не слушали пророков и убивали их, что они неправедно осудили Христа и Его распяли. Всё это так. Однако в том отрывке 8-й главы Евангелия от Иоанна, из которой взяты процитированные ранее слова, Сам Спаситель ничего подобного не упоминает, Он основывает Свой крайне суровый вердикт совсем на другом, на том, что эти люди, во-первых, не любят Христа, во-вторых, они не верят Ему и не слушают Его слова, и, в-третьих, они хотят «исполнять похоти» диавола, который «от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины» потому что «он лжец и отец лжи» (Ин. 8, 44).
Конечно, всё это в совокупности выглядело довольно странно в глазах Христовых собеседников, ведь они были совершенно уверены в том, что они прекрасно понимают волю Божию, в том, что они, образно выражаясь, «держат Бога за бороду», Спаситель же утверждал, что книжники и фарисеи исполняют не Божию волю, а дьявольскую, говорил об этом Господь на одном лишь основании: они не слушали Христа. В каком-то смысле иудеев времён земной жизни Спасителя можно понять: есть многовековая религиозная традиция и Писание, а есть живой человек, есть Его слова и дела, и, конечно, в этой ситуации приоритет авторитета будет за Писанием и традицией, а не за живым человеком, пусть даже и творящим удивительные чудеса.
Позднее слова Христа тоже стали частью Писания, сегодня мы склонны именно так относиться к Спасителю: Его повеления — это нечто затвердевшее, нечто монументальное, нечто подобное высеченным на камне заповедям Моисея, всё, что сказал Христос, можно выучить, можно прочитать авторитетные толкования, можно найти среди них то, что по душе, начать этому следовать, и вместе с этим решить, что мы знаем Христа, знаем Его волю, и, исполняя написанное, шествуем ко спасению.
Однако есть одна серьёзная проблема: Спасителя невозможно свести к сумме букв. Он — наш Творец, Он — Источник бытия, Он более живой, чем кто-либо ещё, следовательно, помимо зафиксированных текстов есть и то Его слово, которое звучит здесь и сейчас, которое относится к каждому конкретному человеку, чтобы услышать это слово нужно иметь сердечную чистоту и любовь ко Спасителю. Но кто из нас может свидетельствовать о самом себе, что у него есть и достаточная степень чистоты, и нужная крепость любви? Пожалуй, только тот, кто не знает самого себя.
Сегодня мы с вами совершаем празднование в честь Божией Матери, и вспоминаем чудеса, явленные от Её Владимирского образа. Дай Бог, чтобы молитвами Пресвятой Девы всем нам удалось до последнего нашего издыхания сохранить честность по отношению к Спасителю и самим себе, и, чтобы Её молитвами голос Христов звучал в наших сердцах, и мы следовали этому голосу!