1 июня 2024 года, в канун Недели 5‑й по Пасхе, о самаряныне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
«Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15, 6) — именно в таком контексте звучит первое библейское упоминание о праведности. Авраам жил до дарования письменного закона, а потому праведностью в его случае была сама вера Богу. В дальнейшем в религии Ветхого Завета праведность перестала пониматься как имеющая непосредственную живую связь с Богом, и стала пониматься как степень тщательности исполнения данного Моисею Богом закона. Но может ли такая праведность привести в Царство Небесное? Господь наш Иисус Христос дал однозначный ответ: нет, не может. Царство Небесное требует от человека нечто большее, то, о чём сказано в 5‑й главе Евангелия от Матфея: «говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5, 20).
Евангелие даёт нам массу поводов крайне скептически относиться к израильским книжникам и фарисеям: мы знаем, что этих людей Спаситель называл лицемерами, знаем, что они тщательно заботились об исполнении внешних правил и мало думали об их внутреннем наполнении, мы знаем, что в конечном итоге конфликт с этими людьми привёл Господа на Крест.
Однако есть в Евангелии и те места, в которых Спаситель говорит о праведности книжников и фарисеев без всякой иронии. Слова из 5-й главы Евангелия от Матфея — это именно такой отрывок, правда, сказав об их праведности, Господь сказал и о том, что такой праведности недостаточно для Царства Небесного. Здесь мы могли бы понимающе ухмыльнуться, ведь весь контекст Евангелия иллюстрирует несовершенство праведности книжников и фарисеев, но давайте не станем спешить, и вместо этого подумаем: а кто из нас готов с такой же тщательностью, как эти люди, исполнять повеления закона, конечно, не закона Ветхого Завета, а закона евангельского? Да, зачастую книжники и фарисеи исполняли закон лицемерно, но они его исполняли, а исполняем ли мы? Не спекулируем ли мы на словах нашего Спасителя, и вместо указания на особое внимание к повелениям Божиим, не предпочитаем ли мы понимать их как отмену всякого закона?
Любой внешний закон — это сумма некоторых ограничений, которые призваны научить нас жить в соответствии с определёнными правилами, и такая жизнь должна постепенно изменить наше видение мира и наш нрав. Закон Ветхого Завета в этом смысле не исключение, однако по какой-то причине он не смог достичь своей цели в случае книжников и фарисеев: они, исполняя закон, оставались преданными не Богу, а самим себе. Господь указал на этот их недостаток, и вместе с этим дал понять, какие плоды должно приносить исполнение закона: мы не только не должны убивать, мы не должны позволять напрасному и надуманному гневу возмущать наши души (см. Мф. 5, 21–22). Это всего лишь один пример того, какое действие должно производить в человеке исполнение закона. В целом же можно сказать, что, исполняя закон, человек должен уходить от жизни животными инстинктами, и приходить к жизни разумной, такой, в которой плоть перестаёт определять наши мысли, чувства, слова и действия.
Достичь этого непросто, а без помощи Божией и вовсе невозможно. Впрочем, есть проверенная многими поколениями последовательность действий: тот, кто хочет войти в Царство Небесное должен начать с исполнения евангельских заповедей, помня, что никакие заповеди не самоценны, абсолютную же ценность имеет лишь Бог и любовь к Нему, которая находит своё выражение в любви к людям.