15 мая 2024 года, в день празднования перенесения мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Борисоглебском мужском монастыре.
Его Преосвященству сослужили: настоятель монастыря игумен Иоанн (Титов), благочинный Борисоглебского округа протоиерей Сергий Васильев, духовенство Борисоглебского благочиния, братия и гости обители в священном сане.
На малом входе к празднику Святой Пасхи 2024 года клирик Борисоглебского монастыря иеромонах Лонгин (Быченков) и настоятель храма мч. Андрея Стратилата с. Андреевского Борисоглебского района священник Алексей Ковалёв были удостоены права ношения набедренника.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогой отец Иоанн, дорогие отцы, братья и сёстры!
Христос воскресе!
Поздравляю вас с днём памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба!
Нам всем известно житие святых братьев, известно нам и то, что они стали первыми русскими святыми. Их подвиг издревле вдохновлял наших предков, их подвиг лёг в основу русской святости и русского восприятия Благой Христовой вести. Однако если мы сегодня захотим поговорить о Борисе и Глебе с нашими невоцерковленными современниками, то вряд ли такая беседа состоится, сегодня люди, как правило, почти ничего не знают о святых братьях.
Зато они обладают информацией об очень многих иных вещах, вообще современность отличается от всех прежних эпох обилием информации обо всём на свете. Даже если мы всеми силами пытаемся избежать погружения в это безбрежное море данных, в полной мере сделать это не получится, а потому мы все в той или иной степени ощущаем на себе информационное давление, ощущаем мы и связанный с этим давлением диктат определённого образа мысли и поведения, который далёк от того, чем руководствовались благоверные князья Борис и Глеб. Сопротивляться этому диктату почти невозможно, однако невозможность сопротивления вовсе не должна означать отсутствия критического подхода. Эту последнюю мысль мы можем найти и в том отрывке из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, который прозвучал сегодня во время Литургии.
Напомню: это был довольно пространный рассказ об исцелении апостолами Петром и Иоанном человека, у которого с самого рождения были серьёзные проблемы с ногами, не позволявшие ему ходить. Это свидетельство книги Деяний любопытно сразу по нескольким причинам: во-первых, исцеление было настолько явным, что его не могли отрицать даже те, кто был враждебно настроен по отношению к апостолам, во-вторых, свершившееся чудо послужило причиной обращения ко Христу нескольких тысяч человек, и в-третьих, оно ещё раз обнажило неприкрытый богоборческий цинизм иудейской религиозной верхушки.
Интересно, что любой грех меняет сознание человека, и та мерзость, которую совершает человек, перестаёт казаться ему мерзостью. Для примера можно вспомнить сильно пьющих людей: тот, кто никогда не бывал в состоянии глубокого опьянения, отчётливо видит попрание собственного образа Божия пьяницей, ну а тот, кто и сам готов в любую секунду пуститься в алкогольное путешествие, видит в опьянении лишь забавное приключение, и такому человеку бывает сложно понять, почему существует библейский запрет на злоупотребление спиртным, и почему апостол Павел написал, что пьяницы Царства Божия не наследуют (см. 1 Кор. 6, 10). Так происходит с абсолютно любым грехом: согрешающий не только перестаёт осознавать собственное бедственное положение, он пытается заразить своим грехом и окружающих.
Именно это и попытались сделать члены синедриона, приказав апостолам прекратить проповедь Христа Воскресшего. Ответ апостолов был кратким и построенным в форме риторического вопроса: «Справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян. 4, 19). Конечно, собеседники апостолов не сумели понять эту простую мысль, уж слишком сильно они были ослеплены своим грехом противления Богу.
Впрочем, этих людей уже давно нет в живых, и теперь вопрос апостолов обращён не к ним, он обращён ко всем нам, правда, в несколько иной формулировке: «Справедливо ли пред Богом слушать кого-либо более, нежели Бога?» Эти простые слова должны приходить нам на память тогда, когда мы в очередной раз испытаем искушение пойти вслед влекущего за собой информационного потока современности, который чаще всего отстоит от Бога дальше, чем отстояли от него иудейские первосвященники времён жизни святых апостолов Христовых.
Дай Бог, чтобы мы с вами смогли молитвами святых благоверный князей Бориса и Глеба противостоять этому искушению!