11 мая 2024 года, в субботу Светлой седмицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
В третьей главе книги Деяний святых апостолов есть во многих смыслах замечательный рассказ об исцелении апостолами Петром и Иоанном хромого «от чрева матери» человека (см. Деян. 3, 2). Это исцеление стало причиной множества иных событий, и о первом из них мы услышали сегодня во время Литургии: речь идёт об апостольской проповеди перед собравшимися в удивлении от чуда людям, проповедь эта стала невероятно удачной — после её завершения к Церкви Христовой примкнули пять тысяч человек (см. Деян. 4, 4).
Конечно, никакая современная проповедь не сможет сравниваться по своей силе с апостольской, но тем не менее в прозвучавшем сегодня отрывке книги Деяний мы находим и то, что можно увидеть и сегодня, то что является очень характерной человеческой особенностью: зачастую нам интересен не Бог, нам интересно то, что Он может дать. Люди увидели чудо исцеления, и именно оно стало основой для проповеди апостолов. Мы помним, что точно также и за Христом люди чаще всего шли не по причине любви к Нему, а потому, что Он исцелял больных и воскрешал умерших. Мы помним, что во время пребывания Христа Спасителя в Вифании накануне Его Страданий и Смерти, там были и те, кто пришли не только для того, чтобы увидеть Христа, но и, чтобы увидеть воскрешенного Им Лазаря Четверодневного. Лазарь после воскрешения стал своего рода экспонатом кунсткамеры. Ну а Христос многими воспринимался просто как некий на редкость сильный чудотворец, не более того.
В наше время ничего не изменилось. Наши современники точно также продолжают охотиться за необычными знамениями, за чудесами, за прозорливыми «старцами» и «сильными» молитвенниками. Причина охоты проста: эти люди хотят получить нечто для себя, причём это «нечто» имеет исключительно земное и тленное измерение. К сожалению, некоторые люди пытаются монетизировать эту древнюю тягу человечества к необычному, и ведут себя вовсе не так, как вели апостолы.
Апостольский же путь показан нам в сегодняшнем отрывке. Для апостолов исцеление хромого человека стало отличным поводом для проповеди Христа Воскресшего, а не для чего-то иного. Апостолы моментально перевели внимание с самих себя, с исцеления и с бывшего хромого на Христа, их логика проста: сам по себе человек слаб и ничего не может, а если мы видим проявление какой-то особой силы, то это повод обратиться ко Христу. Он — Источник силы, Источник жизни, Источник всякого блага.
Чтобы подчеркнуть мысль о собственной незначительности, апостол Пётр в своей проповеди использовал очень нехарактерное для Священного Писания слово, он сказал: «Что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» (Деян. 3, 12). Слово «благочестие» встречается в Новом Завете буквально в четырёх местах, в греческом языке первого века по Рождестве Христовом оно имело значение совокупности неких «заслуг» перед Богом, так, как понимал это иудаизм. В иудаизме существовало представление, что особо богобоязненный и добродетельный человек «заслуживает» и особую награду от Бога, что Бог «должен» такому человеку: «должен» его лучше слышать и «должен» откликаться на его молитвы.
Апостол Пётр своими словами подчёркивает, что благочестие в этом понимании здесь ни при чём, всё дело лишь во Христе и Его милости. Конечно же, в словах апостола не было никакого лукавства, он действительно ощущал себя всего лишь проводником Христовой силы, проводником, который не имеет какой-то особой личной ценности, и обретает её исключительно во Христе. Такое самоощущение — залог того, что Спаситель будет действовать через человека так, как Он действовал через Своих апостолов, а потому хорошо бы и нам их молитвами обрести такое же душевное устроение.