back to top

В праздник Светлого Христова Воскресения епископ Феоктист совершил Пасхальную вечерню в Даниловом монастыре

Фото
свящ. Сергий Савенков, Дмитрий Ухоботов

Вечером 5 мая 2024 года, в день праздника Светлого Христова Воскресения, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Пасхальную вечерню в Свято-Троицком Даниловом монастыре.

На малом входе к празднику Святой Пасхи 2024 года ряд священнослужителей епархии были удостоены иерархических наград.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш» был удостоен:

  • протоиерей Владимир Пивоваров, клирик храма Сорока Севастийских мучеников г. Переславля-Залесского.

Права служения Литургии с отверстыми Царскими вратами по «Иже Херувимы» были удостоены:

  • протоиерей Андрей Кульков, почётный настоятель Владимирского кафедрального собора г. Переславля-Залесского;
  • протоиерей Александр Смирнов, клирик Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского.

Права ношения наперсного креста с украшениями были удостоены:

  • игумен Арсений (Борновалов), клирик Никитского мужского монастыря г. Переславля-Залесского;
  • священник Евгений Ефремов, клирик Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского.

Права ношения палицы были удостоены:

  • игумен Пантелеимон (Королёв), настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря г. Переславля-Залесского;
  • священник Олег Калинкин, настоятель храма Живоначальной Троицы с. Троицкая Слобода Переславского района;
  • священник Сергий Савенков, настоятель храма иконы Божией Матери «Знамение» г. Переславля-Залесского.

Архиерейским указом права ношения наперсного креста золотого цвета был удостоен:

  • священник Димитрий Пеньков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы с. Городище Переславского района.

Права ношения набедренника был удостоен:

  • священник Алексей Великанов, настоятель храма Богоявления Господня с. Добрилово Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сёстры!

Христос воскресе!

Думаю, я никого не удивлю, сказав, что каждый год на Пасху кто-то из моих друзей обязательно инициирует беседу о пасхальной радости. Мол, вот, ура, она пришла. Или же наоборот: приближаются к концу пасхальные дни, а радости всё нет. Пожалуй, я не ошибусь, предположив, что подобные беседы всем прекрасно знакомы, как знакомо и то, что переживание Светлого Христова Воскресения меняется год от года: иногда радость охватывает нас в саму пасхальную ночь, иногда она приходит в дни Светлой седмицы, а бывает и так, что Пасха проходит мимо нас, и мы её вовсе никак не ощущаем. Последнее, конечно, очень обидно.

Конечно, мы пытаемся проанализировать этот феномен и понять, что есть залог радости. Самым логичным кажется предположение, что пасхальная радость имеет непосредственную связь с тем, как мы провели Великий пост — насколько мы были молитвенно сосредоточены, в какой степени уклонялись от всего греховного, сколько добрых дел мы смогли сделать, сколько душеполезных книг прочитать и какова была строгость нашего постного рациона. Однако со временем мы узнаем, что если и есть связь между пасхальной радостью и постовым усердием, то эта связь подчинена каким-то чрезвычайно запутанным законам, запутанным настолько, что проще считать связь отсутствующей.

Мы знаем также, что стать причиной утраты пасхальной радости могут самые различных объективные факторы: усталость, неразрешённые конфликты, многочисленные заботы, рассеянность, болезни, привыкание и многое другое. Именно на них мы чаще всего и склонны списывать отсутствие радости. Вместе с этим мы знаем, что и прийти радость способна несмотря ни на что и вопреки всему.

Благодаря этим соображениям мы приходим к выводу, что радость о Христе Воскресшем подобна любви, её столь же трудно «запрограммировать», её невозможно просчитать, учесть, взвесить, её невозможно постичь и невозможно создать те условия, при которых она гарантировано посетит наши души. Да, гарантий нет никаких, но как действия любви способны стать её основой, так и в отношении радости обязательно должно быть что-то, что способно повысить вероятность её появления. Но что же это?

В книге Притчей Соломона мы можем найти недоумение автора перед четырьмя вещами: перед путём орла в небе, змеи на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице (см. Притч. 30, 18–19). К этим недоумениям мы можем прибавить и пятое — путь появления пасхальной радости. И вот что любопытно: многие христианские толкователи книги Притчей уходили от её буквального понимания, и приходили к размышлению о нашем спасении Христовым Воскресением. Хотя, конечно, в этом нет ничего удивительного, ведь свершившееся спасение — вот что поистине непостижимо, Христово Воскресение — вот что на самом деле поражает, а потому любые библейские образы, которые повествуют о непостижимом, странном и необычайном мы с лёгкостью можем отнести к Христову Воскресению и к нашему спасению. Однако для этого нужно быть предельно внимательными как к своей собственной жизни, так и к окружающему нас миру, нужно уметь видеть необычайное. Непрестанное удивление от сотворённого Богом мира, от спасения, от себя самих, от промысла Божия — вот то, что является основой духовной радости. Тот, кто утратил способность удивляться, утратил и радость, невозможно представить, чтобы радость коснулась ко всему равнодушного человека.

Я хочу вам, дорогие друзья, пожелать именно этого — не терять способность удивляться, уметь видеть чудо в малом и обыденном, сохранять способность созерцать свет Христов во всём и во всех, и дай Бог, чтобы всё это послужило к дарованию нам ничем непоколебимой радости о Христе Воскресшем!

Похожие публикации