2 мая 2024 года, в Великий Четверток, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
Его Преосвященству сослужили: почётный настоятель собора протоиерей Андрей Кульков, настоятель собора протоиерей Алексей Морозов, священник Алексей Талалаев, диакон Владимир Принёв, диакон Алексей Герасимов, диакон Сергий Танчинец.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сёстры!
Сердечно поздравляю вас с Великим Четвергом — днём установления величайшего таинства Тела и Крови Христовых!
Сегодня мы вспоминаем целый ряд евангельских событий, а потому и прозвучавшее во время Литургии евангельское чтение состояло из пяти отрывков, в этом смысле оно абсолютно уникально: нет другого дня церковного года, в который рядовое евангельское чтение имело бы в себе такое количество составных частей. Конечно, каждое из этих событий священной истории должно давать нам обильную пищу для размышлений, однако так происходит далеко не всегда, и зачастую евангельские слова и образы лишь скользят по поверхности нашего сознания, не останавливаясь в нём и не меняя его. Несмотря на обыденность и повсеместность такого отношения к Евангелию, его нельзя назвать нормальным, более того, его нельзя назвать и в духовном смысле безопасным.
Сегодня среди прочего в евангельском чтении мы услышали и историю отречения апостола Петра, евангелисты показали эту историю в её динамике, а потому мы знаем, что отречение Петра не было случайностью, и то, что произошло во дворе первосвященника, началось в Сионской горнице, тогда, когда апостол Пётр обратился к Спасителю с крайне самонадеянными словами: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь» (Мф. 26, 33). Из евангельского повествования мы знаем о том, что Пётр был человеком порывистым и горячим, что он редко бывал осторожен в своих словах и поступках, знаем, что он был совершенно искренним и не имел в себе лукавства. Есть определённый соблазн отнести уверенность апостола в том, что он не отречётся от Христа, к некоторой самонадеянности Петра, и, возможно, такой взгляд будет в какой-то мере оправдан, но ведь и у самонадеянности тоже есть свои причины, и причины эти, судя по всему, заключаются не только в особенностях характера святого апостола, но и в его невнимательности к словам Христа.
Спаситель множество раз во время Своего земного служения говорил, что Ему надлежит пострадать, быть убитым и воскреснуть, Он говорил, что Его Царство не от мира сего, а потому не стоит ожидать Его воцарения в Иерусалиме. Апостолы всё это слушали, но, как свидетельствует Евангелие, не слышали, а если и слышали, то не понимали, и не потому, что они были как-то интеллектуально неполноценны, причина их непонимания заключалась в нежелании понимать, ведь для этого требовалось отказаться от всех своих представлений о Мессии, ну а отказываться от своей сформировавшейся картины мира очень непросто и крайне неприятно. Значительно проще сделать так, чтобы слова Христа не затрагивали глубин сознания. Евангельская история показала, что этот путь, несмотря на своё удобство, таит в себе серьёзную опасность: в перспективе он может привести к отречению от Христа, так, как это случилось с апостолом Петром. Да, Пётр осознал свой грех и вернулся в число апостолов, да, он был прощён Спасителем, но тем не менее отречение навсегда легко тяжёлым грузом на душу Петра.
Очень хочется надеяться, что мы сумеем сделать правильные выводы из истории апостола Петра, очень хочется надеяться и на то, что мы позволим прозвучавшим сегодня евангельским словам войти в нашу жизнь и изменить ее!