В канун Великого Четвертка епископ Феоктист совершил утреню во Владимирском соборе

1 мая 2024 года, в канун Великого Четвертка, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья!

Нынешним богослужением Церковь Христова ввела нас в воспоминание событий Великого Четверга, дня, в который было установлено таинство Евхаристии. Сегодня же мы вспоминаем и предательские действия Иуды. Во время утрени прозвучал довольно обширный отрывок из 22-й главы Евангелия от Луки, в самом начале которого мы услышали такие слова: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати, и он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк. 22, 3–4).

Апостол Лука в поступке Иуды видел диавольское внушение. В наши дни есть определённый соблазн прочесть эти евангельские слова как своего рода оправдание Иуды, и решить, что он не был свободен в своих мыслях и действиях, ведь он был пленён сатаной. С одной стороны, он действительно не был свободен, с другой же — сатана не может завладеть человеком, если человек сам не позволит ему это сделать. Один современный богослов замечательно сказал, что дверь в сердце человека открывается только изнутри, а потому никакой злой дух не может проникнуть в него до той поры, пока человек не отворит двери своего сердца.

С Иудой произошло именно это: он позволил обладать собой.

В ближайшие сутки мы услышим множество церковных песнопений, в которых будут осмысляться вспоминаемые ныне евангельские события. Однако Церковь призывает нас не только внимать составленными нашими предшественниками в вере богослужебным текстам, Церковь призывает нас и самостоятельно поразмышлять об очень непростой теме: о нашей свободе. Свободны ли мы тогда, когда совершаем тот или иной выбор? Свободны ли мы в своих мыслях и действиях? Свободны ли мы в своих словах?

Никто по доброй воле не хочет быть порабощённым сатаной. Любой здравомыслящий человек стремится к свободе, а потому мы очень остро реагируем тогда, когда чувствуем какие-либо покушения на нашу свободу. При этом многие люди полагают, что сам по себе церковный устав ограничивает свободу человека, то же самое, по мнению многих людей, делает и церковная традиция, то же самое делает и Сам Бог, требуя от человека исполнения Своих заповедей.

Конечно же, размышляя таким образом, люди путают свободу и жизнь по собственным похотям. Свобода — это не вседозволенность, свобода — это жизнь по тому закону, который установил Бог. У свободы есть противоположность — жизнь по любой иной воле, в том числе и по воле диавола, который на начальном этапе убеждает, что Бог лишь ограничивает свободу, ну а когда человек поверит ему и начнёт жить без оглядки на Бога, это лукавое существо поработит его волю, так, как оно поработило волю Иуды, ввергнув его сначала в грех предательства, а потом и заставив завершить свою жизнь самоубийством.

Участь Иуды незавидна. Увы, но Иуда отнюдь не единственный человек, который пошёл по пути борьбы с Богом. Таких людей было, есть и будет немало. От нас с вами зависит сможем ли избежать подобной участи и сможем ли окружающим нас людям показать красоту дарованной нам Богом свободы с тем, чтобы как можно большее количество людей избрали евангельскую свободу рабству своим похотям, и дай Бог, чтобы у нас получилось сделать и первое, и второе!

Похожие публикации