1 мая 2024 года, в Великую Среду, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию Преждеосвященных Даров во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с Великой Средой!
Сегодня мы вспоминаем помазание Господа нашего Иисуса Христа миром и предательство Иуды, Евангелие связывает между собой эти два события, и свидетельствует, что помазание послужило своего рода конечным толчком к предательству. Существуют попытки рационального объяснения поведения Иуды в той ситуации, но кажется, что такие объяснения всегда будут неполноценны, ведь объяснение мотивов действий другого человека дело неблагодарное по причине сложности тех мыслительных путей, которыми мы идём при принятии решений. Однако из прозвучавшего сегодня во время Литургии евангельского повествования мы можем сделать вывод о том, какая расстановка приоритетов способна помочь нам избежать повторения трагических ошибок Иуды.
Для этого нам необходимо вспомнить всем известную фразу: «Всему своё время». Она была в древности записана мудрейшим царём Соломоном, и известна, пожалуй, всем. «Всему своё время, и время всякой вещи под небом» — так полностью звучит первый стих третьей главы библейской книги Экклезиаст. Это фразой царь Соломон не только утверждает очевидное, но и напоминает о важности чёткой последовательности дел, слов и мыслей. Попытки поменять местами что-либо в иерархии ценностей всегда свидетельствуют о том, что грех непреодолимо начал влечь к себе человека.
Автор прозвучавшего сегодня евангельского отрывка о помазании Спасителя миром апостол и евангелист Матфей деликатно не приводит имён тех, кого возмутила расточительная трата драгоценного масла. Но их имена есть в Евангелии от Иоанна. Вернее, не имена, а имя. Напрасной, по его словам, тратой возмутился Иуда Искариот. Евангелист Иоанн Богослов, который всю эту сцену видел своими глазами, который был в самом центре евангельских событий, выносит свой краткий приговор: Иуда сказал эти слова не потому, что «заботился о нищих, но потому что был вор» (Ин. 12, 6).
Спаситель не оставил без ответа возмущение относительно бессмысленной, как казалось Иуде, траты мира: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Моё, она приготовила Меня к погребению» (Мф. 26, 11–12).
Этими словами Господь Иисус Христос утверждает или, скорее, напоминает, что нет ничего выше богопочитания. Помощь людям, бесспорно, великое дело. Забота о тех, кто не в силах позаботиться о себе сам, а тех, кто находится в трудной жизненной ситуации, кто болен и слаб, о тех, кто лишился средств к существованию, о тех, кто оступился и находится в местах лишения свободы, любая забота человека о человеке велика в глазах Бога. И Бог призывает нас проявлять такую заботу, говорит, что, заботясь о страдающих людях, мы заботимся о Нём Самом, что, отдавая своё время и свои средства больному или нищему, мы отдаём время и деньги Христу.
Вместе с этим, забота о человеке должна стоять после благоговения к Богу, она должна вытекать из этого благоговения. Она должна вытекать из богопочитания. В противном случае она не принесёт своего плода. Комментируя сегодняшний евангельский отрывок святитель Кирилл Александрийский написал такие слова: «Когда требуется богослужение и песнословие, должно предпочитать их любви к нищим, ибо благотворить можно после духовных служб». Но при этом «не беспрестанно всегда должно посвящать себя почестям Богу, ни употреблять всё на священное служение, но многое тратить на бедных». Соблюсти этот баланс бывает непросто. Человеку свойственно увлекаться, уклоняться в ту или иную сторону, и, делая одно, оставлять другое. Впрочем, если мы не будем забывать о правильной евангельской последовательности деятельности, Бог Сам скорректирует наш путь.