27 апреля 2024 года, в Лазареву субботу, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с Лазаревой Субботой!
Вы знаете, что сегодня Церковь вспоминает евангельское событие воскрешения Господом нашим Иисусом Христом Его друга Лазаря, при этом церковная трактовка воскрешения Лазаря проста и однозначна: восставший из мёртвых Лазарь предвосхитил собой всеобщее воскресение. Конечно, простота формулировок вовсе не означает простоты смысла, и когда мы говорим о воскресении, то самые большие сложности возникают как раз на уровне смысла, в частности, нам трудно осознать не только «механизм» воскрешения, но и его последствия.
О том, каким образом будет происходить воскресение мёртвых, написал в 37-й главе своей книги пророк Иезекииль. Видение Иезекииля — это именно видение, оно не описывает физическую сторону процесса воскресения, оно говорит о силе Божией, благодаря которой распавшиеся в ходе тления тела вновь обретают свои формы. Бог — Творец и Хозяин всего видимого и невидимого, а значит Он Хозяин и каждого электрона, протона и нейтрона, следовательно, для Него не составляет труда делать с материей то, что Он считает нужным.
Евангелие показывает нам множество примеров того, как Воплощённый Бог и наш Спаситель Господь Иисус Христос поступает с материей: Он изменяет его на свадьбе в Кане Галилейской, Он увеличивает его в пустыне тогда, когда было необходимо накормить собравшихся людей, Господь создаёт глаза от рождения слепому человеку, Он делает много иного подобного перечисленному, и в конечном итоге Господь воскрешает уже начавшего разлагаться Лазаря.
Все эти действия Спасителя должны были убедить Его современников в том, что Он — Мессия, что Он — Бог. Евангельские описания Его действия должны убедить в том же самом и нас. На уровне исповедания своей веры мы, конечно же, ничуть не спорим с тем, что Христос — Единородный Сын Божий, через Которого всё сотворено, но зачастую наша вера не простирается дальше повторения этого догматического утверждения, а потому в своей повседневной жизни мы, как правило, мало чем отличаемся от тех, кто и вовсе ничего не знает о Христе.
Лазарева Суббота — это тот день и тот церковный праздник, который нам очень явственно напоминает о божественной власти и силе Господа Иисуса Христа. Однако опыт нашей жизни показывает, что воскрешения — это то, что осталось на страницах Евангелия и в житиях некоторых святых, никто из нас ни с чем подобным не сталкивался, и вряд ли столкнётся, и нам сложно верить во Христа так, как верили свидетели этих чудес. Было бы странно делать вид, что мы свидетели воскрешения Лазаря, и Церковь не призывает нас лгать самим себе и Богу, Церковь в лице своих святых призывает нас обратить внимание на воскрешения иного рода, на те воскрешения, свидетелями которых мы были. Так, святитель Феофан Затворник писал, что сегодня Господь приходит к нам и воскрешает Лазаря, то есть наш дух, освобождая его от «всех уз душевно-телесности», после чего у человека начинается совсем иная жизнь — «в теле безтелесная и на земле неземная», это и есть истинное воскресение прежде всеобщего воскресения с телом. Собственно, любой человек, который идёт по пути познания Бога, постепенно освобождаясь от земного образа мыслей и земных пристрастий, — и есть тот Лазарь, которого воскресил Господь. Каждый из нас — тоже Лазарь, то лишь в той мере, в которой мы готовы действовать по слову Господню, а не по законам тленного и падшего мира.