18 февраля 2024 года, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с воскресным днем!
Через неделю начнутся подготовительные дни к Великому посту, а потому сегодня во время Литургии прозвучал отрывок из 19-й главы Евангелия от Луки, в котором повествовалось о встрече мытаря Закхея со Христом. Этот отрывок довольно краткий и, что не характерно для Евангелия от Луки, он очень динамичный. Совершенно очевидно, что таким и был замысел евангелиста: он хотел показать необходимость быстрой реакции тогда, когда речь идёт о Христе, и, шире, об угождении Богу.
В каждом человеке одновременно живут и борются друг с другом самые разные мысли. К примеру, мы одновременно можем размышлять о том, как примириться с обидчиком и о том, как ему отомстить. Или же о том, как получше устроиться в жизни и помочь ближнему. Вообще, мы зачастую оказываемся не в состоянии управлять своими мыслями, особенно же ярко это проявляется во время молитвы. Такое расстройство мысли и воли — естественное следствие грехопадения. Человек, удалившись от Бога через грех, потерял контроль над собой, и вернуть его можно только по мере приближения к Богу. При этом в любом человеке, даже самом грешном, есть некая божественная составляющая, то, что на библейском языке именуется «образом Божиим». Согласно учению Церкви, образ Божий в человеке невозможно устранить, тогда как к подобию Божию мы должны восходить через аскетический подвиг. Но сам по себе такой подвиг не мыслим без помощи Божией, и Бог нам помогает, Он даёт нам те мысли и желания, которые направлены ко благу, и если мы станем на них деятельно откликаться, то шаг за шагом мы будем восходить туда, откуда ниспали наши прародители.
Однако есть одна чрезвычайно важная загвоздка: мысли и желания, подаваемые Богом, находятся в конфликте с общепринятыми нормами поведения и, как следствие, с нашими привычками. Так, подогреваемые условностями общества, мы склонны полагать, что на упрёки нужно отвечать упрёками, на обман — обманом, на насилие — насилием. Ну а любовь стоит проявлять лишь по отношению к тем, кто проявляет любовь к нам. Если же мы рискнем поступать иначе, то нас попросту не поймут, а мнение окружающих имеет для нас огромное значение, и нам категорически не хочется выглядеть в их глазах странными и непонятными.
Закхей не побоялся всего этого. Он, если следовать тексту Евангелия от Луки, без раздумий сделал то, что вложил в его сердце сделать Бог, он совершил крайне странный и почти неприличный для взрослого уважаемого человека поступок: он залез на дерево, чтобы просто увидеть проходящего мимо Христа Спасителя. Это чрезвычайное действие имело свои последствия, которые, начавшись в совершенно конкретное время в конкретном месте, простёрлись в вечность.
Эта история не столько про раскаявшегося мытаря, сколько про то, что не стоит ждать подходящего момента для добрых дел. Подходящий момент для них всегда один: тот, в который нам пришла мысль о добром деле. Если мы научимся откликаться на эти мысли, то Бог Сам пойдёт нам навстречу, Он поможет изменить нашу жизнь так, чтобы она вся стала богоугодной и ведущей в Небесное Царство. Дай Бог, чтобы евангельский пример бывшего мытаря Закхея вдохновил всех нас поступать таким образом!