В канун праздника Сретения Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

14 февраля 2024 года, в канун праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господа нашего Иисуса Христа!

События этого праздника изложены во 2-й главе Евангелия от Луки, благодаря чему мы знаем о сути произошедшего: праведный Симеон после обряда посвящения новорождённого Спасителя мира Богу принял Младенца на свои руки и произнёс слова, которые в дальнейшем стали одним из церковных гимнов. Евангелист Лука отметил, что эта встреча была предсказана Симеону Духом Святым, и Симеон с возрастающим нетерпением ждал исполнения обетования Святого Духа. В ожидании Симеона проявила себя надежда, но, как мы понимаем, люди вообще живут надеждой, но надежды наши бывают очень разными, и далеко не все из них можно отнести к разряду богоугодных.

Церковь называет Симеона праведным, уже из этого факта можно сделать вывод, что этот человек жил той надеждой, которую можно назвать спасительной. И какова же она была?

Ответить на этот вопрос невозможно без хотя бы поверхностного погружения в историю Ветхого Завета. Нам необходимо вспомнить об истории грехопадения первых людей, вспомнить, что Бог после проявленного Адамом и Евой непослушания не отвернулся от человека, и началась длительная история возвращения человека к первозданному райскому блаженству. Эту историю и описывает Ветхий Завет.

Здесь, конечно, не может не обращать на себя внимание гигантская диспропорция: грехопадение — это нечто быстрое, почти мгновенное, а вот возвращение, напротив, заняло очень много времени. Впрочем, в этой диспропорции нет ничего необычного, достаточно вспомнить о том, сколько времени у каждого из нас занимает исправление собственных греховных ошибок, иногда для этого бывает недостаточно и всей оставшейся жизни, тогда как сам грех может иметь весьма небольшую временную протяжённость.

Праведный Симеон, будучи человеком библейского мироощущения, знал, что надлежит прийти Новому Адаму, Тому, Кто истребит и уничтожит грех наших прародителей, Кто сможет вернуть нас к блаженству непосредственного пребывания с Богом. А из откровения Святого Духа Симеон знал, что он доживёт до времени исполнения древнего обетования, знал, что он лично встретится со Спасителем. Однако, время шло, а обетование не спешило исполняться, церковное предание говорит, что Симеон к моменту Сретения Господня уже давно вышел даже за пределы долгожительства, так, житие праведного Симеона, составленное святителем Димитрием Ростовским, сообщает, что он умер сразу после Сретения в возрасте 360 лет. Конечно, эти данные вызывают к себе скептическое отношение, но нет сомнений в том, что ко времени встречи со Спасителем Симеон был уже очень старым человеком.

Здесь нам стоит вспомнить о том, что очень многие пожилые люди в какой-то момент утрачивают интерес к жизни, но произойти это может, конечно, и раньше. Интерес же напрямую связан с нашими надеждами и ожиданиями. Нам перестаёт быть интересно тогда, когда не остаётся ни надежд, ни ожиданий. У Симеона было и первое, и второе. У него была та надежда, и то устремление, которые подразумевают собой Бога: он надеялся на встречу с Воплощённым Богом, и к этой встрече он стремился.

Я хочу пожелать всем нам, дорогие друзья, чтобы и у нас с вами были те надежды и устремления, которые не относятся ни к чему временному и тленному, чтобы и наша жизнь были наполнены предвкушением встречи с Богом лицом к лицу, чтобы каждую секунду нам было интересно жить, и чтобы каждая секунда приближала нас к Богу!

Похожие публикации