17 декабря 2023 года, в Неделю 28-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с воскресным днём!
Мы сколько угодно можем гордиться уровнем развития технологий и сколько угодно можем скептически ухмыляться, вспоминая о заблуждениях и малой грамотности людей ушедших эпох, но любому думающему человеку очевидно, что люди во все века остаются неизменными, меняются лишь некоторые составляющие фона нашей жизни. Неважно, в какую эпоху живёт человек, его взаимоотношения с Богом всегда будут подвергаться одним и тем же искушениям, а потому Евангелие никогда не может устареть, ведь оно говорит нам не о каких-то давно умерших людях, оно говорит нам о нас самих, и происходящее на страницах Евангелия происходит с нами и сейчас. Так и с той историей из 17-й главы Евангелия от Луки, которую мы сегодня услышали во время Литургии.
Этот евангельский отрывок очень прост как по своему содержанию, так и по своей проблематике.
Десять неизлечимо больных людей обратились ко Христу с просьбой об исцелении, можно предположить, что они, как это бывает иной раз свойственно тяжелобольным людям, искали помощи везде, где только могли, а потому и обращение к Спасителю было для них всего лишь ещё одной попыткой обрести здоровье. У нас нет оснований полагать, что эти люди были хорошо знакомы с учением Христа, ведь они в силу своей болезни не имели права приближаться к здоровым людям, поэтому о Христе они могли знать лишь по разрозненным слухам. Прокажённые, ничего не нарушая, начали издалека взывать к Спасителю о помощи, и Он их услышал, услышав же, Господь тоже не стал нарушать установленный Ветхим Заветом закон, Он не попросил прокажённых приблизиться, Он не стал накладывать на них руки и вообще как-либо физически с ними взаимодействовать, Христос отправил их к священникам, что тоже было строгим исполнением закона — после исцеления прокажённые обязаны были показаться священнику, дабы он засвидетельствовал их ритуальную чистоту.
Во всей этой истории мы не находим только одного элемента: нам, как и непосредственным участникам евангельских событий, непонятно, в какой момент свершилось исцеление и что послужило его причиной, ведь, как мы помним, никакого физического контакта у Христа с больными не было. С формальной точки зрения Христос ничего не сделал, Он не сказал что-то вроде «вы здоровы, идите покажитесь священникам», нет, Он просто направил их к священникам. Если оставаться на всё той же формальной точке зрения, то Христос здесь как будто бы ни причём, и случившееся — простое совпадение.
Однако, проказа — это не та болезнь, от которой можно избавиться случайно, тем более, не могут от неё освободиться одновременно десять человек. А это означает, что исцелил их именно Христос, а не свежий воздух, яркое солнце или же прохладная вода горных источников северной части Израиля. И из факта исцеления Христом должна была бы следовать благодарность Спасителю. Но её проявил лишь один из бывших прокажённых.
Действия Бога далеко не всегда бывают ощутимыми и заметными. Как правило, Бог действует иначе, и в ответ на наши молитвы внешняя обстановка крайне редко подвергается мгновенным изменениям, крайне редко мгновенно подвергаемся им и мы сами. А потому может начать казаться, что между нашими молитвами и благими изменениями нет прямой и непосредственной связи, а потому и наши успехи — это наши успехи, наше здоровье — это заслуга врачей, и вообще, абсолютно любое благое изменение можно без особых сложностей объяснить исключительно материальными причинами.
История десяти прокажённых напоминает нам о том, что Богу вовсе нет необходимости проявлять Себя в нашем мире каким-то ярким и запоминающимся способом, Он благотворит нам всегда, и делает это даже в том случае, если мы отрицаем Его существование. Сама наша жизнь — величайший и абсолютно невероятный дар Бога.
Взамен же Господь просит совсем немного: Он просит быть благодарными, благодарными за всё ведомое и неведомое, видимое и невидимое, и благодарность эта нужна, конечно, не Богу, она нужна нам самим, ведь именно способность благодарить отличает человека от абсолютного большинства представителей животного мира.