25 ноября 2023 года, в канун Недели 25-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
В одном нашем известном фильме было сказано, что трудно управлять лишь коллективом из трёх человек, тогда как дальнейшее увеличение численности сотрудников особых трудностей не добавляет, однако практика выглядит несколько иначе: различные по численности коллективы требуют разных методов управления. Это последнее утверждение справедливо не только для коммерческих предприятий, но и для церковных общин, история Древней Церкви показывает, что если первая апостольская община жила без какого-либо человеческого управления, то увеличение численности христиан привело к необходимости организовывать церковные структуры и разрабатывать правила их функционирования. Именно об этом — о правилах жизни Церкви — мы можем прочитать, к примеру, в 5-й главе Первого послания апостола Павла к Тимофею. В этой главе, среди прочего, есть инструкции относительно помощи вдовам и относительно священников.
Любой воцерковленный человек знает, что священникам подобает оказывать честь, но у апостола есть важная оговорка, которую не стоит пропускать мимо ушей, Павел написал об оказании чести лишь «достойно начальствующим пресвитерам», то есть тем, кто действительно нелицемерно служит Богу и людям. Эта апостольское выражение, конечно, в первую очередь должно нас — священнослужителей — приводить в состояние духовной бодрости, и к понимаю того, что сам по себе священный сан не может быть поводом для требования каких-то особенных преференций внутри церковной общины.
Обращают на себя внимание и дальнейшие слова апостола: они про финансовое обеспечение священнослужителей и про жалобы на священников: «Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях» (1 Тим. 5, 18–19). С первым всё понятно — священник должен иметь обеспечение от Церкви, а вот второе, как показывает практика, бывает ясно далеко не всем, и потому нуждается в некотором пояснении.
Божией милостью, благословением Патриарха и Священного Синода мне доверено управление Переславской епархией Русской Православной Церкви, а это означает, что я, как и все мои собратья, вынужден эпизодически сталкиваться с жалобами на священников. Жалобы поступают во всех возможных форматах: кто-то пишет, кто-то сообщает о своем неудовольствии устно. Если фиксировать поступающие жалобы, то легко заметить, что с течением времени не останется ни одного священника, на которого не поступила бы та или иная жалоба. Кому-то не понравился внешний вид священника, кого-то задели его слова, кто-то недоволен тем, как священник управляет приходом, кому-то не хватило внимания со стороны священника, а кто-то и вовсе возмущен тем, что священник тщательно исполняет указания священноначалия. Причин для жалоб — масса. Однако мы не спешим реагировать на эти жалобы, и дело не в том, что у нас закрытая корпорация, в которой свои покрывают своих. Нет, дело в другом: за редчайшими исключениями, которых в моей практике пока что не было, жалуется кто-то один, а одиночные жалобы на священников апостол Павел сказал не брать в рассмотрение, такие жалобы не имеют никакой силы, и единственное, на что они могут достоверно указывать, так это на личную неприязнь жалобщика к священнику. Одиночные жалобы заведомо субъективны, внимание к ним — это напрасная трата времени, нервов и сил.
Впрочем, слова апостола — это не только практические указания для архиереев, это ещё и напоминание христианам о том, что не всякое субъективное мнение о другом человеке стоит делать достоянием общественности. Всем нам свойственно ошибаться, и стоит тщательно подумать перед тем, как обнародовать свои мысли, потому как они могут содержать ошибочные суждения, ну а самый лучший путь выявления ошибки состоит в общении с другими людьми, и, конечно же, в молитве ко Христу с просьбой о том, чтобы Он Своей божественной властью оградил нас от ошибок и от клеветы.