В канун праздника Воздвижения Креста Господня епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

Дмитрий Ухоботов
Фото

26 сентября 2023 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы вновь прославить Крест Христов и поразмышлять о его месте в жизни каждого верующего во Христа человека. Во время богослужения прозвучала масса торжественных гимнов в честь Креста, и каждый из них заслуживает нашего внимания, внимания заслуживают и те отрывки из Священного Писания, которые предложила нам сегодня Церковь, в частности, отрывок из 15-й главы книги Исход. История, которая рассказывается в этом отрывке, довольно краткая: израильтяне вышли из Египта, перешли море, оказались в пустыне и три дня шли по ней, не находя источника воды пригодной для питья, они нашли лишь источник горькой воды, которую пить было категорически невозможно. Народ начал роптать на Моисея, очевидно, они полагали, что Моисей обязан был продумать все логистические мелочи и заранее позаботиться об источниках воды по всему маршруту из Египта в Землю Обетованную. Моисей же обратился в молитве к Богу, и Бог указал ему на некое древо, которое истребило горечь воды, будучи в неё опущенным.

Это, как мы знаем, не единственный библейский сюжет, который прообразует собой Крест Христов, есть и другие, более очевидные, к примеру, вознесенный Моисеем в пустыне медный змий из 21-й главы книги Чисел или же крестообразное воздевание рук Моисея во время битвы с амаликитянами, описанной в 17-й главе книги Исход. Таких мест в Священном Писании Ветхого Завета довольно много, но в качестве праздничной паремии Церковью был выбран отрывок про погружение древа в горькие воды Мерры, и этот библейский отрывок хоть и прообразует собой Крест Христов, но не так очевидно, как многие иные эпизоды Ветхого Завета.

Для того, чтобы понять прообразовательное значение этой истории Исхода, нам необходимо погрузиться в богослужебные тексты нынешнего праздника. В них мы найдём как минимум два упоминания избавления древом воды от её природной горечи. Одно из этих упоминаний звучит в русском переводе так: «В древности Моисей деревом изменил горькие по природе источники в пустыне, предвещая обращение Крестом язычников к благочестию». И благодаря этому тропарю мы можем понять первое из возможных толкований событий в пустыне применительно к Кресту Господню: горечь воды — это горечь языческих заблуждений, которая была истреблена Крестом Христовым.

Другой тропарь звучит так: «Не допустив убийственной горечи от древа, Господи, Ты совершенно истребил её Крестом; потому некогда дерево горечь вод Мерры и прекратило, предызображая действие Креста, которое все силы небесные величают». Здесь всё несколько сложнее, и, скорее всего, речь идёт о том, что горечь непослушания прародителей, которая возникла после вкушения ими плодов с запрещённого Богом дерева, была устранена Крестом также, как была устранена горечь вод Мерры.

Однако, это не единственные возможные толкования, есть и другие, самое известное и значимое из которых состоит в том, что Крест Христов способен истреблять горечь человеческой жизни, способен исцелять наши греховные раны, давать нам силу для продолжения восхождения ко Христу, и, как и в случае с древом, погружённым в горький источник, происходит это не по нашим заслугам, а исключительно по милости Божией.

Существовало немало попыток понять, почему погружение древа в источник Мерры избавило воду от горечи, высказывались предположения, что таково было свойство того растения, что оно было способно впитывать в себя вещества, сообщавшие воде горечь, но биология ничего не знает о существовании такого растения, и в истории нет следов того, что оно когда-либо существовало на Ближнем Востоке. Дело тут, конечно же, не в дереве как таковом, а в благом действии Божием, способным преобразовать вещество для пользы человека. Так и в случае с Крестом Христовым: дело не в самом Кресте как таковом, а в искупительном подвиге Воплощённого Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, Его благодатью мы, приклоняя свои колена перед Крестом, обретаем утешение и получаем помощь.

Похожие публикации