В день празднования памяти благоверного князя Александра Невского епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

свящ. Михаил Васильковский
Фото

12 сентября 2023 года, в день празднования перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.

После перенесения Святых Даров была совершена священническая хиротония диакона Сергия Жданова.

Также состоялось традиционное торжественное посвящение в гимназисты учащихся 1-го класса Переславской православной гимназии имени Александра Невского.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! Поздравляю вас с днём памяти святого благоверного князя Александра Невского!

Два раза в году мы с вами неизменно возвращаемся к размышлениям о святом благоверном князя, к этому нас подталкивают церковные богослужения, совершаемые в его память. Богослужение же воспевает святого князя как строителя и доброго воина, как человека, положившего душу за своих ближних, и особый акцент Церковь делает на глубокой вере князя в Господа Иисуса Христа. И нам стоит задуматься о том, каким было выражение его веры, а это очень непростой вопрос, потому как вера может иметь самые разные проявления.

Мы знаем, что в ещё совсем юном возрасте святой князь одержал две военные победы: в Невской битве, когда ему было всего лишь 20 лет, и в битве на Чудском озере, на тот момент князю исполнилось 22. Две эти победы на фоне только что потерпевшей поражение от монголов Руси сделали князя Александра в 22 года одним из самых знаменитых князей русской истории, именно об этих битвах чаще всего упоминают, когда говорят о святом князе, эти битвы изучают в рамках школьного курса истории Отечества, о них же снимают героические фильмы, эти же победоносные битвы послужили причиной, по которой на иконах князь Александр изображается в образе воина, ну а первая из них — Невская — дала князю его то ли прозвище, то ли титул — «Невский». Хотя, конечно, никаким Невским князем он не был, он в разное время своей жизни был князем Новгородским, великим князем Киевским и великим князем Владимирским.

Как мы понимаем, между последней одержанной в битве победой и его кончиной прошло 20 лет, то есть великие ратные свершения князь совершил в середине своей жизни, ну а после этого он занимался совсем иными делами, о которых нам всем тоже прекрасно известно из школьного курса истории: он занимался политикой, направленной на сохранение вверенных ему Богом людей от притеснений со стороны татаро-монгольской орды. Во время жизни святого князя эта сторона его жизни была не вполне понятна, многие не могли осознать, что смирение князя перед ханами — это не слабость, а проявление всё того же героизма и крепости духа, которые были явлены им во время удачных для Руси битв на Неве и на Чудском озере.

И вот что любопытно: время идёт, а люди не меняются, и многие до сих пор оказываются не в состоянии увидеть силу, проявляемую в смирении. Почти всем нам кажется, что сила должна являть себя через победы, и никак иначе, ну а потому, говоря об Александре Невском мы предпочитаем делать акцент на военных успехах его юных лет, не замечая, что основная часть его жизни была совершенно иной.

А ещё мы часто оказываемся заложниками собственных успехов и в целом собственной репутации, окружающие ждут от нас, что мы будем проявлять себя исходя из ранее совершенных успешных действий, у каждого из нас есть некий личный образ, и все ожидают, что мы будем действовать так, как то предписывают сложившиеся о нас представления. Несомненно, что и от святого князя Александра его современники тоже ждали продолжения героических действий, ожидали военных побед, но он сумел сделать то, что зачастую не способны сделать другие люди: он отказался от своей репутации военного героя, он сумел увидеть, понять и принять, что Бог ждёт от него чего-то иного, а именно — смирения и попрания своего собственного человеческого и княжеского достоинства, и что именно через эти действия он сумеет помочь своей Родине, а также обрести благоволение в очах Божиих и достигнуть святости.

Думаю, способность видеть, понимать и принимать волю Божию о нас самих не взирая на инерцию, с которой мы все живём, — это то, о чём мы в первую очередь должны молиться святому благоверному князю Александру Невскому. Вместе с этим, конечно, мы должны ему молиться и о нашем Отечестве, о том, чтобы мы сумели сохраниться как христианский народ, и, чтобы никакие ни внешние, ни внутренние силы не смогли этому помешать.

Похожие публикации