17 июня 2023 года, в канун Недели 2-й по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Без малого две тысячи лет назад апостол Павел написал несколько прекрасных посланий, в этих посланиях сказано всё, что необходимо знать о Боге и о том, каким образом в повседневной жизни можно оставаться верным Богу. Послания апостола Павла переведены почти на все языки мира. На многие языки, в том числе и на русский, они переведены неоднократно, но несмотря на всё это, мы либо не знаем павловых слов, либо не обращаем на них особого внимания. Одно из мест павловых посланий, в которых идёт речь о верности Богу в повседневной жизни — это 12-я глава Послания к Римлянам, в которой есть такие слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим. 12, 15).
Слова апостола из этой главы просты и доходчивы, так можно сказать далеко не о всех его посланиях, но в данном случае это именно так. Начинает свои размышления апостол Павел с напоминания о том, все мы представляем собой сущностное единство, то есть «одно тело во Христе»: «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12, 5).
Эта мысль апостола в высшей степени важна, потому что именно её необходимо держать в памяти и сердце всякий раз, когда возникает вопрос относительно того, каким образом стоит вести себя по отношению к другому человеку, и её же стоит не упускать из внимания при чтении дальнейших слов апостола, который написал, что мы должны «радоваться с радующимися и плакать с плачущими» (см. Рим. 12, 15).
Действительно, если человек ощущает себя единым телом во Христе с другими христианами, то он не может не чувствовать боль или радость другого человека, точно также, как он не может не чувствовать боль в собственной руке или ноге в случае получения травмы. Если же он травму получил, а боль не почувствовал, то это указывает на некоторую дисфункцию организма, которая нуждается в лечении. В лечении нуждается и тот, кто совершенно равнодушен к боли и радости другого человека, и ещё большее лечение необходимо тому, кто радуется при виде чужой боли и плачет от радости другого.
Если продолжить предложенный апостолом Павлом образ, то такой человек больше всего похож, пожалуй, на злокачественную опухоль в теле, и не случайно при размышлении о взаимоотношениях между христианами апостол вспоминает страшные слова библейской книги Второзаконие: «У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них» (Втор. 32, 35).
По мысли апостола эти слова можно отнести и к тем, кто не способен сохранять мир внутри христианской общины, кто поступает не так, как стоит поступать члену единого Христова тела, кто воздаёт злом за зло, кто слишком высоко мыслит о себе и надмевается над другими.
Перспектива, которую обозначил апостол, поистине страшная. Очень не хотелось бы, чтобы она стала реальностью хотя бы для одного человека, но за всех мы ответить, конечно же, не можем, мы можем нести ответственность лишь за себя самих, а потому слова апостола Павла необходимо не только помнить, их необходимо исполнять и не бояться при этом не соответствовать общепринятым нормам поведения в том случае, если они не совпадают с нормами Нового Завета.