В Неделю 5-ю Великого поста епископ Феоктист совершил Литургию во Владимирском соборе

2 апреля 2023 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Из опыта я знаю, что нет смысла спрашивать молившихся за Литургией о том, какие отрывки Священного Писания прозвучали во время богослужения. Практика показывает, что мало кто их внимательно слушает, а если и слушает, то не запоминает. Это очень показательно и симптоматично, нам стоит задать самим себе вопрос: а почему мы таким образом относимся к тем словам, без знания и следования которым невозможно войти в Царство Христово? Так как я один из тех, кто регулярно пропускает во время богослужения мимо ушей евангельские слова, то я попытаюсь дать ответ на этот вопрос: мы склонны полагать, что мы знаем Евангелие в достаточной мере, что в нём нет ничего нового для нас, а ещё мы думаем, что Евангелие написано довольно давно, многое утратило актуальность, да и вообще, у нас есть собственные заботы, о которых можно подумать во время чтения Писания. Аналогичные мысли у нас возникают и при слушании святоотеческих творений, и тогда, когда мы слушаем какого-нибудь современного нам проповедника.

А если предположить, что мы могли бы общаться со Христом непосредственно, так, как это делали Его апостолы во время земного служения Спасителя? Если предположить, что Он стоит рядом с нами и, обращаясь к нам, говорит на нашем родном языке, то стали бы мы более внимательны? Ответ кажется очевидным: конечно же да! Это же Сам Бог обращается лично к нам! Разве может быть что-то важнее?!

Евангелие от Марка говорит, что может.

Наряду с воспоминанием преподобной Марии Египетской Церковь сегодня нашему вниманию предлагает очень яркий и назидательный отрывок из 10-й главы Евангелия от Марка. Напомню: в нём была рассказана история, которая произошла незадолго до Страданий Господа Иисуса Христа, Господь со Своими учениками приближался к Иерусалиму и говорил о том, что случится в ближайшие дни, то есть о беззаконном Суде над Ним, о приговоре, о Его Смерти и о Воскресении.

Ученики Христовы слушали своего Учителя, но ровным счётом ничего не понимали, они были погружены в какие-то свои размышления настолько, что слова Христа не достигали их сознания. Далее Евангелие от Марка даёт нам ответ на вопрос о том, что мешало апостолам услышать Спасителя: оказывается, некоторые из них размышляли о своём месте в Царстве Мессии. Из контекста этого евангельского отрывка можно сделать вывод, что размышляли об этом не только «сыновья Зеведеевы Иакова и Иоанн», но и все прочие апостолы, иначе бы не было возмущения поведением Иакова и Иоанна.

Оказывается, что дело вовсе не в способе передачи евангельской истины — говорит ли Спаситель человеку лично или же мы слышим Его слова из книги, — а в человеке, к которому она обращена. А ещё выясняется, что слова Христа казались не совсем актуальными и Его апостолам, у них тоже было нечто более важное и захватывающее: их планируемое место в Царстве Мессии.

Это очень печально. Но есть и нечто утешительное: Господь позволяет быть невнимательными к Его словам. Он не гневается, Он даёт возможность пройти иным путём, тем путём, которым прошли Его апостолы: «Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк. 10, 39). Но этот путь нельзя назвать приятным и завидным, это путь свидетельства о Христе своей кровью, поэтому лучшим выбором будет предельное нерассеянное внимание к словам Христа, бережно сохранённым для нас Его Церковью.

Похожие публикации