В Борисоглебском открылись XXI Всероссийские Иринарховские чтения

свящ. Сергий Савенков
Фото

17 февраля 2023 года в посёлке Борисоглебском прошла церемония открытия XXI Всероссийских Иринарховских чтений.

Иринарховские чтения посвящены памяти преподобного Иринарха, затворника Ростовского, чей духовный подвиг, совершенный в тяжёлую для Отечества годину, стоит в одном ряду с подвигами патриарха Гермогена, князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина.

В чтениях принимают участие известные ученые, писатели, священники.

Перед началом заседания участники чтений помолились за Литургией в Борисоглебском мужском монастыре. Для гостей монастыря состоялась экскурсия по обители.

С приветственным словом к участникам обратился епископ Переславский и Угличский Феоктист:

— Дорогие участники и гости Иринарховских чтений!

Наши Чтения в этом году подразумевают обсуждение крайне актуальной, но вместе с этим, и не самой популярной в обществе теме — теме осмысления семьи и малой родины с их влияниям на формирование человека и на его мировоззрение. К сожалению, реальность такова, что для очень многих наших современников сами понятия семьи и малой родины крайне размыты, а для кого-то они и вовсе ничего не значат. Причина такого восприятия семьи и малой родины, как мне кажется, кроется в том, что мы живём в эпоху атомизации общества, в которую то, что называется горизонтальными связями, перестаёт иметь определяющее значение, так как развитие технологий позволяет нам быть независимыми от других людей.

Такая независимость кажется вожделенной, потому что она устраняет многие межличностные проблемы, но вместе с этим она лишает человека ощущения его неразрывной связи со всеми другими людьми, тогда как такая связь — это то, что как непреложную основу человеческого бытия установил Бог.

Если мы обратим своё внимание на библейскую историю, то увидим, что Бог формировал Свой избранный народ как единую общность, с взаимной и неотъемлемой ответственностью каждого члена этой общности перед всеми другими её членами.

Впрочем, для христиан значительно важнее другое, то, что христианство немыслимо без глубокой личной связи с другими христианами. Христос устроил дело нашего спасения таким образом, что никто не может достичь Царства Небесного в одиночку, то есть без помощи других людей. Отражение этой идеи мы находим в самом названии центрального богослужения Церкви — Божественной Литургии, ведь само слово «Литургия» означает «общее дело», и она на самом деле таковым является, а потому её совершение невозможно в одиночку, вне общины, без других людей. А раз невозможно совершение Литургии вне общины, то вне общины становится невозможно и само спасение, залогом которого является причащение Святейших Тела и Крови Христовых: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6, 53–55).

Христовы апостолы очень хорошо поняли своего Учителя, а потому не только совершение таинства Тела и Крови, но достойное в ней участие они напрямую связали с осознанием человеком своей глубокой и неразрывной связи с другими людьми. В частности, так сделал апостол Павел, который в 11-й главе Первого послания к Коринфянам в качестве базового условия достойного причащения Тела и Крови Христовых указал на осознание причащающимся своей теснейшей связи с другими членами общины, на то, что если человек не способен чувствовать чужую боль и деятельным образом реагировать на неё, то Тело и Кровь Христовы могут не спасти, а погубить его.

Совершенно очевидным кажется тот факт, что такое восприятие другого не может рождаться из каких бы то ни было возвышенных теорий, оно формируется из практики жизни в семье, с её взаимной ответственностью, основанной на любви.

Дай Бог, чтобы у участников Чтений получилось осмыслить все эти и многие другие вопросы, и, чтобы ваше осмысление не прошло незамеченным для нашего общества, чтобы оно превратилось в практические рекомендации, которые помогли бы исправить сложившуюся ситуацию.

В рамках чтений также прозвучали доклады клирика Илиинского храма села Иваного Борисоглебского района Переславской епархии, секретаря Союза писателей Российской Федерации, председателя Борисоглебского отделения Международного фонда славянской письменности и культуры священника Владимира Мартышина «Тайна Годеновского Креста. К 600-летию явления Иисусова Креста на Сохотском болоте» и настоятельницы Никольского женского монастыря города Переславля игумении Евстолии (Афониной) «Годеновская София»

18 февраля в рамках чтений настоятель храма святителя Николая села Веска Борискоглебского района священник Георгий Олонцев прочитал доклад «Пути взаимодействия светских образовательных организаций и культурных структур по обеспечению передачи традиционных ценностей от поколения к поколению. Из опыта борисоглебских учебных заведений».

Кроме состоялась презентация книги священника Владимира Мартышина «Веду я отроков по русскому пути».

Похожие публикации