Милосердие — нечастое слово в обиходе, но его значение понятно каждому. Если открыть Русский ассоциативный словарь под редакцией Юрия Караулова, то станет понятно, что среди реакций к слову «милосердие» наиболее частотны слова «Бог», «доброта», «Церковь» и «сестра». Как становятся сёстрами милосердия, что вдохновляет на больничное служение, как не выгореть, ухаживая за пациентами, — обо всём этом и многом другом мы поговорили с Татьяной Кравченко, преподавателем Учебного центра ЦКБ святителя Алексия.
— Татьяна Евгеньевна, расскажите, пожалуйста, как вы пришли к больничному служению.
— Не найдя своё призвание в инженерной деятельности, после первого курса института я поступила в Московское медицинское училище, где получила профессию медицинской сестры. После учёбы я устроилась медицинской сестрой в хирургическое отделение Первой городской клинической больницы Москвы. Примерно через два года моей работы к нам на практику пришли сёстры Свято-Димитриевского училища сестёр милосердия, которые поспособствовали тому, чтобы я попала в храм и воцерковилась. Они хорошо отозвались о моей работе, и меня пригласили на работу в училище. Я перешла туда и стала преподавателем. Параллельно работала младшей медицинской сестрой там, куда меня ставили: в отделениях неврологии, травматологии, терапии. Служение сестрой по уходу началось у меня одновременно с преподаванием. Кстати, тогда мне был всего двадцать один год. Можно сказать, я ничего другого не училась делать, кроме этого (смеется).
Сейчас я постоянно развиваюсь в уходе. Конечно, этому способствует и моя преподавательская деятельность. Плюс мне самой это интересно. Я учусь, занимаюсь самообразованием: читаю тематические книги, статьи, участвую в различных вебинарах и встречах.
— Не возникает ли ощущения эмоционального опустошения от того, что вы постоянно сталкиваетесь с болезнью, страданиями, смертью?
— Нет, единственное, что может вызвать у меня эмоциональное опустошение, — недобросовестная работа персонала. Больше всего меня расстраивает, если люди, которых я обучаю, не стремятся к милосердному служению или хотя бы профессиональному уходу. Когда обучение и уход им не очень интересны, это меня разочаровывает.
Пациенты для меня — сплошная радость. Страдающий человек не может вызывать чувства опустошенности, потому что с ним нужно много трудиться, а это совсем нескучно. Чем тяжелее пациент — тем интереснее работать. Я уверена, что служение нужно не только пациентам, но и нам самим, и благодарна больным за то, что они дают нам ощутить присутствие Господа. Поэт Аполлон Майков верно подметил: «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог». Очень ощутимо, что рядом с тяжелобольным всегда стоит Христос.
Признаться честно, я скорблю, что из-за обилия преподавательской деятельности у меня практически нет возможности попадать к пациентам. У меня семья, у нас с супругом шестеро детей. Мне приходится основное время посвящать семье и преподаванию. И когда я не вижу отдачи, когда люди уходят, даже не приступив к служению, или тяготятся своим служением, это становится для меня огромным огорчением.
Когда я в больнице, я точно знаю, что оказываю реальную помощь больному человеку, даже если он не может сказать: «Спасибо». Начинаю анализировать: сегодня у кого-то понизила риски образования пролежней, кого-то комфортно покормила, кого-то бережно транспортировала, кому-то постригла ногти. Это сплошная радость, потому что, когда пациенты чистые, сухие, накормленные и позитивные, то, конечно, на душе невероятно светло, хотя к концу смены физических сил у меня очень мало. Единственное, чего хочется, —поблагодарить Бога и отдохнуть.
— Уход требует больших физических сил. Откуда вы их черпаете? И что становится для вас источником сил духовных?
— У сестры по уходу серьёзная физическая нагрузка, и без восстановления здесь никак. Работая с пациентами, нужно много отдавать, и, конечно, мы должны восполняться. В жизни каждого человека главными опорами для поддержания здоровья являются сон и отдых. Мне помогает выполнение элементарных физических упражнений, массаж. Кроме того, не представляю себя без бани — это самое эффективное и бюджетное средство для восстановления здоровья.
Духовные силы я черпаю в таинствах Церкви, молитве. Очень люблю акафисты. На мой взгляд, это простая форма для простого человека: когда прочитаешь, на душе радостно, заодно и с житием святого знакомишься или суть праздника напоминаешь себе. Мне нравится смотреть или слушать что-то на духовную тематику. Очень удобно, что интернет сейчас у каждого под рукой, это позволяет делать несколько дел одновременно, например, мыть посуду и духовно обогащаться, прослушивая труды отцов Церкви, жития святых. В свободное время люблю смотреть кино, шить, вышивать, готовить что-то вкусное для своей семьи, встречаться и общаться с друзьями и людьми, близкими по духу.
— Вы говорили о том, что любите читать и слушать жития святых. Пример какого святого вас вдохновляет в служении?
— Сложно ответить с ходу. Я бы немного разделила сами жития и изречения святых. Если говорить о мыслях подвижников, то мне очень созвучны труды святителя Филарета (Дроздова), преподобного Амвросия Оптинского, преподбного Иустина (Поповича), святителя Игнатия (Брянчанинова). Что касается подвига святых, то я часто обращаюсь к житию святой Софии. Поскольку наша деятельность связана с человеческой болью и страданиями, то святая София, которая видела смерть своих детей, увещевала их, терпела и умерла на их могиле, являет для меня яркий пример сострадания и милосердия. Эта большая душевная скорбь созвучна работе младшей медицинской сестры, потому что когда ты уже всё, что мог, сделал, то остаётся сострадание, то есть страдать совместно! Страдать вместе, быть рядом, не слёзы лить, а поддерживать. Да так, как удобно больному, создавая покой — это важное сестринское умение и… решимость сердца. Но страдать без Христа очень опасно, ведь от чрезмерных переживаний можно получить инфаркт, инсульт или навсегда покинуть это поприще. И лишь в Боге ты обретаешь помощь: молишься, просишь и получаешь. Безусловно, самое важное — это молитва, и сестра должна молиться в процессе работы.
В паллиативном отделении Больницы святителя Алексия ежедневно в 16 часов после пересменки проходит общая молитва, где можно сердечно воздохнуть о здравии пациентов. Если ты не взываешь к Небу, то у тебя как у сестры не будет сил. Скажу откровенно: без Бога справиться со всей этой нагрузкой просто невозможно, потому что только Он — наше прибежище, сила и помощник в скорбях!