В Переславле почтили память святого благоверного князя Александра Невского

свящ. Сергий Савенков
Фото

6 декабря 2022 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Александро-Невском храме Владимирского кафедрального собора.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с днем памяти нашего величайшего земляка святого благоверного князя Александра Невского!

У нас у всех есть внутреннее стремление к спокойной и размеренной жизни, хочется, чтобы всё вокруг было стабильно и предсказуемо, чтобы не было никаких нестроений, никакой опасности, чтобы мы могли планировать свою жизнь, и чтобы в ней было как можно меньше различного рода неожиданностей. Но Бог устроил иначе: нет у нас ни спокойной жизни, ни размеренности, ни предсказуемости. Связано такое положение дел не с особенностями эпохи, в которую нам выпало жить, а с грехопадением наших прародителей, ведь именно с грехопадением в жизнь человека вошли грех, болезни, страдания и смерть. По этой причине нет и не может быть такой эпохи, или же такого места, в которых человек был бы совершенно спокоен. Мечты и размышления о таком времени не имеют под собой никакого основания, если, конечно, мы не вспоминаем о Христе, Который в силах дать нам успокоение и предсказуемость в любое время и в любом месте. И если мы откроем жития или жизнеописания святых, то мы увидим, что эти люди каким-то удивительным и зачастую непостижимым для нас образом умудрялись сохранять спокойствие в самых непростых исторических и личных обстоятельствах, Достаточно вспомнить жития святых мучеников, как древних, так и новых, и мы убедимся, что перед лицом страшных испытаний, перед лицом гонителей у этих людей не было ни паники, ни страха, ни нравственных метаний, они были абсолютно спокойны, они прекрасно понимали, что им говорить, и что им делать.

Святой Александр Невский не был мучеником в прямом смысле этого слова, хотя, конечно, его внезапная кончина в расцвете лет не может не привести к мысли, что его смерть, очередную годовщину которой мы сегодня вспоминаем, была насильственной. Помимо же таинственного финала земной жизни благоверного князя, обращает на себя внимание и эпоха его жизни, а вместе с ней и те вызовы, с которыми ему приходилось сталкиваться. При этом ни житие святого, ни исторические хроники не доносят до нас информацию, что князь в какой-то момент своей жизни пребывал в метаниях и непонимании того, что необходимо делать, складывается ощущение, что он действовал так, как будто бы он имел возможность видеть все долгосрочные последствия своих действий, что, конечно же, невозможно даже для самого гениального человека. Такое возможно лишь Богу и тем, кто действует не по своей воле, но по воле Бога, тем, кто сумел постичь волю Божию и нашёл в себе силы не уклоняться от неё. Конечно, такое умонастроение очень завидно, любому здравомыслящему человеку хочется в каждую секунду отпущенного ему времени понимать, что и для чего он делает, но зачастую нам кажется, что это недостижимо, и мы движемся туда, куда нас влекут либо наши собственные страсти, либо окружающее нас общество.

Евангелие от Матфея, небольшой отрывок из которого прозвучал сегодня на Литургии, подсказывает, как человек может достичь того состояния, которое сопутствовало святому благоверному князю и множеству иных святых на протяжении их жизни. Евангелие от Матфея доносит до нас слова Господа Иисуса Христа, следование которым превращает человека из бредущего во тьме запутавшегося и несчастного существа в того, кем он должен быть по замыслу Бога. Эти слова всем прекрасно известны, и звучат они так: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим» (Мф. 11, 29). Святитель Игнатий Кавказский, комментируя эти Христовы слова, написал так: «Иго и бремя Христово — «евангельские заповеди». Они требуют самоотвержения, и потому названы игом, но освобождают и оживляют душу, наполняют её неизъяснимым спокойствием и наслаждением и потому названы игом благим и лёгким. Каждая из них благоухает кротостью и смирением, сообщает эти добродетели исполнителю заповеди. Навык к исполнению евангельских заповедей соделывает кротость и смирение свойством души. Тогда Божественная благодать вводит в душу духовную кротость и духовное смирение действием превышающего ум мира Христова».

Рецепт спокойствия гениален и прост: исполнение того, что повелел Спаситель мира. Если найти в себе мужество поступать таким образом, то не будет ни метаний, ни неопределённости, ни непонимания, ни беспокойства, не будет и всецелой зависимости внутреннего состояния от внешних, от нас независящих, причин. Святой благоверный князь Александр понял это, и научился поступать так, как того требовал и требует Христос. Пусть же и нам всем молитвами святого князя Всемилостивый Господь подаст веру и крепость к исполнению дарующих утешение и жизнь вечную заповедей Христовых!

Похожие публикации