26 ноября 2022 года, в канун Недели 24-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём и с днём памяти апостола Филиппа!
В апостольских посланиях, в частности, в посланиях апостола Павла содержится немало такого, что невозможно понять без детального компетентного комментария. Вместе с этим есть в апостольских посланиях и очень простые мысли, которые не нуждаются в каком-либо комментировании. Для примера можно взять вторую главу Послания апостола Павла к Титу, в которой апостол увещевает своего ученика Тита назидать верующих в самых простых вещах: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении» (Тит. 2, 1–2). Более всего в этом и подобном ему отрывках поражает, конечно же, не простота слога и мысли, а простота тех действий, к которым призывает апостол своих адресатов. Одновременная сложность и простота апостольских посланий повторяет собой христианское богословие: его теоретическую часть при всём желании не получится назвать простой, тогда как нравственные евангельские требования понятны даже ребёнку. В самом деле, для того чтобы уметь без промедления дать ответ на вопрос о волях во Христе и о соединении в Нём человеческой и божественной природ, надо получить хотя бы начальное богословское образование, тогда как Христова заповедь «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1) понятна даже тем, кто и вовсе не умеет читать.
Так и с уже процитированным отрывком Послания апостола Павла к Титу: призыв к любви, добру, целомудрию, терпению и степенности, а также к здравости веры не содержит в себе чего-либо неясного или таинственного, если, конечно, читающий апостольские слова человек не погряз в грехе и страстях настолько, что перестал различать худое и доброе. Если же кому-либо довелось впасть в такое состояния, то и о таких людях написал здесь апостол Павел: «Для осквернённых и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (Тит. 1, 15). Но это состояние неестественно для человека, следовательно, оно исправимо, ведь все мы созданы Богом по Его образу и подобие, а это означает, что стремление к богоподобию — естественное человеческое стремление, которому помешать может только лишь сознательное сопротивление божественному замыслу. Если же такого стремления нет, то путь к евангельской чистоте и простоте пролегает через прекрасно известные каждому христианину действия: через уклонение от какого-либо греха, через очищение своего ума и сердца в таинстве покаяния и через решимость в каждом своём решении следовать не собственной воле, а выраженной в Священном Писании воле Господа нашего Иисуса Христа.
В Посланиях апостола Павла к Титу есть очень важное и любопытное дополнение: Павел, говоря о необходимости нравственной и чистой жизни, делает акцент не на какой-то отдалённой цели, которую можно таким образом достигнуть, а на цели близкой и понятной — на том, чтобы «не порицалось слово Божие» (Тит. 2, 5), чтобы никто из христиан не послужил соблазном для внешних по отношению к Церкви людей. В самом деле, если вдуматься, то сложно представить более тяжёлый грех, потому что если мы кого-то соблазнили и оттолкнули от Христа и Его Церкви, то мы можем об этом и не узнать, а если и узнаем, то каким образом мы сможем исправить случившееся? Конечно, Бог в силах изгладить, что угодно, но во много крат лучше не допускать подобных грехов, а для этого нужна та евангельская простота, о которой написал Титу апостол Павел, и пусть Бог поможет нам всем её стяжать.