8 октября 2022 года, в канун Недели 17-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья, поздравляю вас с наступающим воскресным днём!
Христианство требует от человека непрестанной бодрости ума и умения видеть суть событий. Без этих навыков вряд ли получится стать последователем Христа Спасителя. Есть несколько евангельских историй, которые убедительно показывают, что неспособность здраво оценивать реальность чревата очень странными и совершенно неверными выводами.
В качестве примера такого рода выводов можно вспомнить историю из 11-й главы Евангелия от Луки про исцеление Господом Иисусом Христом немого человека (Лк. 11, 14–23). В этом отрывке мы находим описание того, как Спаситель помог страдающими, а затем мы видим реакцию окружающих, которые, будучи негативно настроенными по отношению ко Христу, сделали вывод, что исцеление совершено «силою веельзевула, князя бесовского» (Лк. 11, 15). Можно, конечно, поразмышлять о том, какими негодными людьми были оппоненты Христа, можно вспомнить о всех их прегрешениях и о том, что иудаизм первого века по Рождестве Христовом был сосредоточен на внешнем соблюдении религиозного обряда без сердечного проникновения в их суть. В конечном же итоге можно порадоваться тому, что мы — не они.
Проблема же в том, что люди — это всегда люди. У нас у всех одинаково устроены тела, мы мыслим одними и теми же шаблонами, мы переживаем одно и то же. Даже грешим мы патологически однотипно. Следовательно, неспособность видеть, очевидные, как кажется со стороны, вещи — это не исключительное свойство критически настроенных по отношению ко Христу иудеев, это общая человеческая беда.
Спаситель был, с одной стороны, благочестивым израильтянином, Он, как и Его Пречистая Матерь, соблюдал все установления иудаизма, а с другой — Он уклонялся от соблюдения того, что противоречило смыслу данного через Моисея закона. Господь, к примеру, отказывался делить людей на чистых и нечистых, Он не считал, что в субботу запрещено творить добрые дела и помогать людям, Он скептически относился к нарочитым постным дням фарисеев. Естественно, что Его пренебрежение устоявшимися формами благочестия рождало недоверие к Нему со стороны приверженцев этих форм. Постепенно недоверие переросло в открытую ненависть не только к Нему Самому, но и ко всему, что Он делал. Проявление ненависти мы видим и в упомянутом мной евангельском отрывке: Спаситель помог человек избавиться от немоты, но вместо признания Его заслуг, Он получил обвинение в сотрудничестве с бесовскими силами. Логика в этом если и есть, то крайне искажённая.
Проблема же состоит в том, что точно такая же искажённая логика действует и в нас тогда, когда какой-то человек в силу ряда, как кажется, объективных причин нам не нравится и нам неприятен. Можно взять какой-нибудь банальный пример из церковной жизни: есть, скажем, священник, который упорно не растит бороду и коротко стрижёт волосы, а ещё он не очень любит подрясники как форму повседневной одежды и потому везде ходит в одежде светской — о, ужас! — он носит джинсы. Синие джинсы. И футболки с забавными принтами. Но при этом он подолгу, искренне и внимательно молится. Он знает Евангелие, он знает богослужение, он любит святоотеческие труды и интересуется историей Церкви. Много ли найдётся христиан, которым будет важно наполнение жизни этого священника, а не его внешний вид? Практика показывает, что таких людей совсем немного, в глазах же абсолютного большинства он будет священником второго сорта, тем, от кого лучше держаться подальше, мало ли что: он не соблюдает традицию, тогда как традиция, в глазах очень многих христиан, — это основа основ, это фундамент, её нарушение недопустимо. Ну а Евангелие… Причём здесь Евангелие? Отношение к такому священнику не изменится и в том случае, если по его молитвам Господь совершит исцеление немого. Его вообще ничего не спасёт от осуждения и неприятия, кроме изменения своего облика на более традиционный.
Нечто подобное происходило и по отношению ко Христу. Он не особо считался с традицией и делал то, что было предписано делать смыслом данного через Моисея закона Божия. Его не понимали, Его осуждали, Его распяли. Но Он воскрес, тем самым Он даровал нам прощение и возможность блаженной вечной жизни, вместе с этим Господь показал цену людским оценкам и вынес вердикт нашей способности делать умозаключения в том случае, если в их основе не лежит общение с Духом Святым, если они продиктованы исключительно внешними впечатлениями и приверженностью к устоявшейся традиции.