В канун Недели 13-й по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил богослужение во Владимирском кафедральном соборе

10 сентября 2022 года, в канун Недели 13-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие друзья, сердечно поздравляю вас с наступающим воскресным днём!

В четвёртой главе Послания апостола Павла к Ефесянам есть совершенно замечательные размышления относительно грехов и покаяния. Вообще, апостольским посланиям не свойственно заострять внимание на этих темах, тогда как среди современных христиан особой популярностью пользуются именно такие размышления.

В Послании в Ефес апостол Павел привёл в качестве примера несколько видов грехов, и написал, как стоит поступать согрешившему: не медлить, а исправляться. Вроде бы, эта мысль всем известна и понятна, но вместе с этим многим христианам свойственно совершать несколько нелепую логическую ошибку: нам кажется, что если какой-то грех уже совершён, то нет ничего страшного в том, чтобы продолжать грехи того же рода. К примеру, если кто-то уже нарушил многодневный пост, то ему начинается казаться, будто бы дальше поститься со всей строгостью уже нет особого смысла, ведь пост всё равно не будет идеальным и таким, каким хотелось бы, да к тому же всё равно придётся исповедоваться и говорить о нарушении поста, а значит и нет никакой разницы, сколько именно раз произошло такое нарушение. Пример с постом — это просто пример, нарушение поста — далеко не самое страшное из того, что может случиться с человеком.

В четвёртой главе Послания к Ефесянам апостол Павел ничего не пишет о посте и его возможном нарушении, но он пишет о более серьёзных вещах: о гневе, воровстве, клевете, осуждении, сплетнях, злобе, раздражении, ярости и злоречии. А если кратко, то обо всём том, что и составляет основу согрешений абсолютного большинства исповедей наших современников. Из того факта, что апостолу пришлось написать об этих грехах в весьма благополучный с точки зрения веры и благочестия Ефес, можно сделать вывод: перечисленные Павлом грехи — вневременные, эфесские христиане были им подвержены в не меньшей степени, чем и мы.

Апостол Павел не ругает своих адресатов и не критикует их, не пишет им о том, какие они плохие да падшие, не приводит убедительные увесистые цитаты из Священного Писания, которые могли бы устрашить согрешающих людей. Апостол идёт по совершенно иному пути, он пишет о грехах фактически с тем же спокойствием, с каким можно писать о погоде, для него грехи — это не что-то страшное и непростительное, это не то, что превращает добродетельного христианина в человека второго сорта, для Павла грех — печальное и трагичное следствие грехопадения прародителей и не более того, отношение апостола к греху, а тем более к согрешающему человеку, можно охарактеризовать как исключительно спокойное, но, конечно же спокойствие в этом случае вовсе не означает равнодушия. Да, в грехе нет ничего хорошего, но нет и ужасного в том случае, если согрешивший видит свою неправоту, осознает её и не медлит начать исправляться, если согрешающий не ждёт удачного повода, понедельника, нового года, первого числа или освоения человечеством Марса.

Под исправлением апостол понимает дела, которые противоположны совершённому греху. В качестве примера Павел пишет о воровстве: «Кто крал, вперёд не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся». Всё очень просто, и это неудивительно, ведь и Бог прост, а уподобление Богу начинается с простых и внятных шагов по прекращению зла и началу восхождения к добру.

Похожие публикации