30 июля 2022 года, в канун Недели 7-й по Пятидесятнице, дня памяти святых отцев шести Вселенских Соборов, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья!
Поздравляю вас с воскресным днём, в который совершается празднование в честь святых отцов шести Вселенских Соборов!
Так исторически сложилось, что дни соборной памяти отцов, участвовавших в заседаниях Вселенских Соборов, проходят без каких-либо широких торжеств, это вполне обыденные дни, да и о самих участниках Соборов мы знаем относительно немного. Исключение составляет лишь Седьмой Вселенский Собор, так как его память традиционно совершается в первый воскресный день Великого поста и имеет наименование Торжества Православия. В какой-то степени в качестве исключения можно назвать и Первый Вселенский Собор, о нём мы тоже кое-что знаем и, если постараемся, то вспомним, что самый главный вопрос, который на нём рассматривался, был посвящён искоренению арианской ереси. Но об остальных Соборах и об их участниках мы, к сожалению, либо не знаем ничего, либо знаем крайне мало. Причина проста: мы не понимаем, зачем нам нужно изучение истории Вселенских Соборов, ведь так сложилось, что для нас значительно большее значение имеют не постановления Соборов, а сложившаяся традиция. В тех случаях, когда традиция и канонические нормы приходят в противоречие друг с другом, мы, как правило, выбираем следование традиции. Причину этого явления объяснить довольно сложно, но можно сделать предположение, что так проще — проще следовать за большинством и поступать так, как поступают все.
Но традиции, как мы понимаем, бывают разными. Есть добрые и безобидные, а есть те, которые входят в противоречие с учением Церкви и проистекают из того или иного еретического воззрения. Для того, чтобы не попасть в зависимость от какой-либо нехристианской или неправославной традиции и через это не повредить собственному спасению, нам необходимо постоянно изучать основы нашей веры.
История Церкви показала, что очень многие люди при определённых условиях предпочитают следовать не за учением Церкви, а за конкретными проповедниками, которым они доверяют, которые им нравятся и которые им кажутся истинными учителями. Так было в древности, так происходит и сейчас. Об этой опасности говорил Сам Господь Иисус Христос: «Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24, 24). Говорил об этом и апостол Павел: «Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20, 29). В современной нам Русской Церкви тоже есть такие примеры, но я не хочу называть имена тех людей, которые восстали против учения Церкви и ведут вслед за собой тех, кто имел неосторожность им довериться.
Необходимо осознавать, что каждый христианин подвержен опасности отпасть от церковного учения. Помимо молитвы, есть лишь один способ избежать эту опасность: внимательное и тщательное изучение истории Церкви и её вероучения. Если мы станем поступать таким образом, то несмотря ни на что сумеем сохранить единство с Церковью, а именно в этом и состоит залог нашего спасения.