2 июля 2022 года, в канун Недели 3-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие отцы, братья и сёстры! С наступающим воскресным днём вас всех сердечно поздравляю!
Уверен, что вы прекрасно знакомы с Христовой притчей о плевелах, которую содержит 13-я глава Евангелия от Матфея. Суть этой притчи в том, что некий враг в поле с пшеницей посеял плевелы, которые дали свои всходы вместе с пшеницей. Работники хотели прополоть пшеницу от плевел, но хозяин не дал им на это своё разрешение, он сказал, что велик риск вместе с плевелами выдернуть и пшеницу, предпочтительнее оставить всё до жатвы. Смысл этой притчи тоже всем знаком: она о том, почему Бог позволяет вполне сносно существовать людям испорченным, злонамеренным и неблагочестивым.
Но есть в притче и то, что, как правило, ускользает от нашего внимания: мало кто из нас сможет чётко определить, что именно представляют из себя плевелы. Скорее всего мы скажем, что это просто некие сорные травы, которые заглушают рост пшеницы. Но используемое в греческом тексте слово обозначает совершенно конкретный вид растений, которое по своему виду очень похоже на пшеницу, однако содержит в себе вещества, способные вызвать у человека отравление и, как следствие, головокружение, сонливость и судороги. Плевелы кажутся пшеницей, но не являются ей. Если помнить об этом при чтении притчи о плевелах, то становится понятным, почему было невозможно удалить плевелы тогда, когда они были только посажены.
С похожестью плевел на пшеницу связано и понимание притчи. Не надо никаких дополнительных комментариев, чтобы догадаться кого именно подразумевает Христос Спаситель под врагом. Личность врага очевидна, это диавол. Он сеет то, что бывает на первый взгляд очень похоже на нечто доброе, очень похоже на правду, сеет то, что невозможно удалить, не повредив пшеницы. Мы помним, что своё сеяние он начал очень давно, ещё в раю и первые люди не сумели отличить посеянные им плевелы лжи от пшеницы истины. Время идёт, а мы мало меняемся, мы всё также склонны принимать за истину то, что сеет враг человеческого рода. Например, мы по-прежнему с лёгкостью верим всему плохому, что нам рассказывают о ком бы то ни было. Праматери Еве лжец указал на несправедливость Бога. Она поверила лжи.
Мы тоже спешно и не требуя доказательств верим всему тому, что нам предлагает лжец в отношении Бога и Церкви. Примеров такой доверчивости бесконечно много, убедиться в этом легко, достаточно отправить запрос в любом популярном интернет-поисковике. Но это некая глобальная ложь, мы верим ей по той простой причине, что ежедневно внутри себя самих верим неправде в отношении своих близких, всех тех, кого встречаем на своём жизненном пути.
Об опасности такой доверчивости Христос Спаситель говорил неоднократно. Христианская назидательная литература буквально переполнена разъяснениями Христовых слов и предупреждает: нельзя верить даже своим собственным глазам и ушам в том случае, если они подсказывают нам дурное мнение о другом человеке. Такое мнение — те самые плевелы, которые рядятся под пшеницу. Мы для оправдания самих себя придумали термин, мы стали пытаться различать осуждение и рассуждение. Но и то, и другое — одно и то же, это вынесение вердикта своему ближнему. А вслед за ближним и Богу, Который позволяет нам это делать до времени жатвы. Хорошо бы постараться исторгнуть в самих себе плевелы осуждения с тем, чтобы не оказаться в том месте, которое уготовано сорной траве.