14 мая 2022 года, в канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогие друзья, Христос воскресе!
Церковь продолжает празднование Христова Воскресения и продолжает пасхальными гимнами воспевать победу над грехом и его следствием — смертью. Вместе с этим Церковь вслед за Её Главой — Господом нашим Иисусом Христом — призывает нас воспользоваться тем благом, которое принесла Христова Победа. Бог, в отличие от Его древнего противника, никогда никого ни к чему не принуждает, Он не действует хитростью или обманом даже тогда, когда хитрость и обман способны помочь достижению благой цели — вечной жизни. А потому воспользоваться плодами Христова Воскресения можно лишь сознательно к ним стремясь и делая, опять же, сознательно, то, к чему нас со страниц Евангелия призывает Господь.
Самый, пожалуй, важный призыв звучит в Евангелии как некий рефрен, он повторяется неоднократно, и выражен он в таких словах Христа Спасителя: «Кто соблюдёт слово Моё, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51). В другом месте, в Евангелии от Луки, та же самая мысль выражена чуть иначе, но суть её сохраняется: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 28). То есть исполнение слова Божия — это залог вечной жизни, через соблюдение слов Христа мы становимся наследниками Его Воскресения, слово Христово — это то, что меняет наше естество и устраняет крайне трагичные последствия грехопадения первых людей. Там — в раю — Адам и Ева пошли на нарушение слова, сказанного Богом, следовательно, как и вообще с любым грехом, для исцеления нужно противоположное действие — соблюдение слова.
Это то, что несмотря на свою очевидную банальность, почему-то нам очень сложно осознать. Мы читаем Евангелие, но когда дело доходит до практики, то евангельские слова каким-то совершенно непостижимым образом улетучиваются из нашей памяти, а если этого и не происходит, то мы находим массу отговорок, которые позволяют трактовать евангельские повеления Христа невероятно широким образом. А ещё нам почему-то кажется, что существуют важные и не очень важные заповеди. К примеру, любому христианину очевидно, что супружеская измена недопустима, и что это тяжёлый грех, тогда как, к примеру, к осуждению у нас очень лёгкое и свободное отношение. Но ведь Господь нигде не говорил, что есть какое-то деление на первостепенные и все прочие заповеди. Исключение лишь одно — заповедь о любви к Богу и человеку, это первая и важнейшая заповедь (см. Мф. 22, 35–40), все же остальные слова и повеления Спасителя равны между собой. А если говорить о запрете на осуждение, то об этом Господь сказал особо, Он увязал соблюдение этой заповеди с будущим судом: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7, 1).
На днях я узнал о существовании одного женского монастыря в Греции, в котором сёстрам строго настрого запрещено между собой говорить о ком бы то ни было ещё. Неважно, в каком контексте. Можно лишь о себе самих и о том, что никоим образом не касается какого-то иного человека. Самое удивительное, что сёстры действительно так делают. Я попытался им подражать. И, скажу честно, у меня не получилось. Совсем не получилось. Это оказалось непросто сложно, это оказалось невозможно. Очень советую вам попробовать провести такой же эксперимент, тогда станет очевидным, насколько сильно наши повседневные разговоры затрагивают других людей, а раз это так, то станет очевидным и наше пренебрежение к словам Христа, и через это станет понятно, в какую сторону необходимо двигаться, чтобы Христово Воскресение превратилось из исторического факта в нашу личную и живую реальность.