8 апреля 2022 года, в канун праздника Похвалы Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил утреню со чтением акафиста Пресвятой Богородице во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие друзья! С Субботой Акафиста вас сердечно поздравляю!
Если мы примемся читать историческое описание установления нынешнего праздника, то довольно быстро запутаемся: какие-то неизвестные и не очень для нашего слуха благозвучные имена, топонимы, которые ни о чём нам не говорят, военные действия, смысл которых от нас ускользает, кризис давно не существующего государства — один исчезнувший народ ополчился на другой также исчезнувший. К нам это не имеет ровным счётом никакого отношения. Но такова история праздника, который совершают все православные христиане в субботу пятой седмицы Великого поста. Можно, конечно, сделать волевое усилие и разобраться во всём этом нагромождении имён, названий и военных смыслов, но ради чего это делать, ведь конечная идея нам ясна без всяких дополнительных комментариев: христиане спаслись сами и спасли свой город через молитву ко Пресвятой Богородице. Мы воспеваем акафист Божией Матери не потому, что для нас имеют какое-то особое значение события византийской истории, мы чтим Её церковными песнопениями совсем по иным причинам.
Внешние бури и нестроения — это лишь маленькая часть тех напастей, с которыми может столкнуться человек в течение своей жизни. Чаще же всего мы имеем дело с проблемами внутренними, со своими грехами и страстями, которые осаждают нас и влекут к погибели. Любой, кто всерьёз относится к собственной душе, понимает, что как раз внутренние враги — самые коварные и страшные, а избавиться от них слабыми человеческими силами невозможно. Хотя, конечно, мы стараемся: посещаем богослужения, исправно молимся дома, приступаем к таинствам, постимся и читаем Священное Писание. А ещё мы стараемся помогать другим. В общем-то, мы, каждый в свою меру, используем все доступные нам аскетические средства. Точно также и древняя Византия использовала все возможные средства для борьбы со своими врагами. Но этих средств, как и наших, оказывается недостаточно.
Конечно, можно обвинять самих себя, говорить о своём нерадении, о лени, о косности, о страхе. Но и это малопродуктивно. Именно по этой причине ближе к концу Великого поста, когда нам уже совершенно очевидно, что получилось достигнуть, а чего нет, когда подступает разочарование в самих себе и в посте как таковом, Церковь предлагает нам обратить внимание на военно-политическую историю Византии и сделать один простой вывод: Божия Матерь — вот Кто нам способен помочь. Она может сделать по человеческим меркам невозможное, Она способна одержать победу не только над внешними врагами, но и над внутренними. Она способна утешить всех к Ней прибегающих, Она может освободить нас от страстного пленения, Она среди всех бурь сохранит Своих чад. Она способна сделать всё это, и намного большее, но для этого нужно обратиться к Ней от всего сердца, нерассеянно, как к последнему Прибежищу и Упованию.