В канун Недели 4-й Великого поста епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

2 апреля 2022 года, в канун Недели 4-й Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! С наступающей четвертой Неделей всех вас сердечно поздравляю!

Как вы все прекрасно знаете, нынешний воскресный день посвящён воспоминанию преподобного Иоанна Лествичника, святого, которого мы знаем благодаря написанному им аскетическому труду — «Лествице». Это одна из тех книг, которые никогда не потеряют своей актуальности, совершенно очевидно, что она будет продолжать издаваться до скончания века. Такого рода книг в истории человечества не так уж и много, в основном же мы имеем дело с литературными трудами другого рода, с теми, которые являются востребованными лишь в конкретную историческую эпоху, и очень редко мы обращаем своё внимание на книги, которым более тысячи лет, всем известное исключение представляет собой, пожалуй, лишь текст Священного Писания.

В чём же секрет книги преподобного Иоанна? Почему она никогда не утратит своей актуальности? Ответ на эти вопрос прост. Он вытекает из того факта, что те предметы, которых касается преподобный Иоанн в «Лествице», имеют непреходящее значение, ведь он написал книгу о душе человека, о том, каким образом человек может взойти к Богу, «Лествица», как это и следует из её названия, — инструкция по восхождению по ступеням, ведущим к Творцу.

Но есть и сложность, она заключается в том, что каждая эпоха вносит, как кажется, свои коррективы в сам вопрос о предназначении человека, в вопрос о Боге, о добре и зле, о сути христианской жизни. Когда мы читаем «Лествицу» и пытаемся применить её к нашей жизни, то нередко возникает ощущение, что мир в целом и наша жизнь в частности изменились настолько, что рекомендации преподобного Иоанна не имеют к нам никакого отношения, кажется, что это текст из какого-то иного, лишь отдалённо напоминающего наш, мира.

Для примера можно взять вопрос о телесных болезнях. Для сегодняшнего мира и современного нам человека болезнь — это некое досадное недоразумение, с которым необходимо всеми силами бороться. Мы все знаем, какими методами можно постараться предотвратить развитие болезней: надо вести физически активный образ жизни, нужно правильно питаться, избегать излишеств, не иметь вредных привычек, а ещё крайне желательно регулярно проходить диспансеризацию. Одновременно с этим учёные занимаются исследованиями, они ищут пути избавления от болезней. Не отстают от них и представители технических наук: многие из них также погружены в разработку средств лечения и продления жизни. Это гигантская индустрия, все мы с ней так или иначе сталкиваемся. И все мы так или иначе подвержены господствующему мнению о том, что болезни — нечто внешнее и досадное, чего, если постараться, то можно избежать.

Преподобный Иоанн Лествичник смотрел на этот вопрос иначе, в 26-м слове «Лествицы», которое озаглавлено как «О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей» есть такая мысль: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений; а иногда для того, чтобы смирить возношение». Из этой мысли можно сделать вывод о том, что телесные недуги не случайны, они «посылаются», из контекста очевидно, Кем именно — посылаются они Богом. А раз за ними стоит Бог, то никогда человечество не сможет найти средства, чтобы избежать недомоганий. Мы можем побороть одни болезни, но вслед за ними придут новые, ещё не изученные. Так будет всегда. Конечно, это не означает, что мы не должны заботиться о своём здоровье, в том числе и с помощью медицины, ведь само по себе здоровье — это дар Божий, которые требует бережного к себе отношения. Но вместе с этим необходимо, несмотря на ту мировоззренческую парадигму, которую диктует современный мир, понимать, что и болезнь — это не какая-то нелепая бессмыслица, за ней тоже стоит Бог, всем хотящий спасения, а потому в ней есть смысл, который нам помогает увидеть преподобный Иоанн — телесные недомогания случаются либо для «очищения согрешений», либо для того, чтобы «смирить возношение».

Но там же преподобный предостерегает, что так размышлять можно только о самом себе, и никогда о ком-то ещё, он пишет: «Когда кого-нибудь из наших воинов о Христе увидим в телесном страдании и недуге; то не будем лукаво объяснять себе причину его болезни, но лучше примем его с простою и немыслящею зла любовью, и постараемся уврачевать, как собственный член, и как воина, уязвлённого на брани». Это крайне важное замечание преподобного, его стоит непрестанно держать в памяти, особенно тогда, когда возникает желание поставить духовный диагноз кому-то, кроме самого себя. А ещё стоит помнить, что преподобный Иоанн адресовал свою книгу людям взрослым и сознательным, а потому написанное в ней имеет свои границы применимости: нельзя применять мысли преподобного к детям, о причинах их болезней преподобный ничего не говорит.

Пусть же слова преподобного Иоанна Лествичника будут нам с вами опорой и поддержкой на пути христианского становления! Ещё раз поздравляю с днём памяти этого великого святого!

Похожие публикации