12 марта 2022 года, в канун Недели 1-й Великого поста, Торжества Православия, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, братья и сестры! С наступающим воскресным днём всех вас сердечно поздравляю!
Сегодня наша Церковь начала совершать торжество в честь восстановления иконопочитания, которое произошло на Константинопольском соборе 843 года. Этому собору предшествовали 113 лет иконоборчества. Началось всё с указа византийского императора Льва III Исавра, запрещавшего почитание икон и вообще каких-либо изображений. Следствием императорского указа стало уничтожение многих тысяч икон, мозаик, фресок, скульптурных изображений святых, всего того, что могло почитаться как вещественная святыня. В течение века шла отчаянная борьба: одни императоры благоволили иконопочитанию, другие, напротив, были на стороне иконоборчества. Вместе с императорами колебалась и Церковь.
В этой связи очень любопытно читать синаксарь сегодняшней недели Великого поста. Её автор Никифор Каллист Ксанфопул умер около 1350-го года, и о его жизни почти ничего не известно, но из написанных им текстов можно сделать вывод, что он вполне был чадом своей эпохи. Годы, в которые он жил, были крайне непростыми для Византии, она была на пороге своей гибели, она теряла свои территории, своё могущество, естественно, что внешние и внутренние процессы, происходившее тогда в Византии, определяли и жизнь её граждан. Людям было непонятно, что происходит, и что будет происходить. В такие времена любой человек ищет простые ответы, которые помогли бы обрести хоть какую-то почву под ногами. Судя по всему, Никифор Ксанфопул не был исключением: в своей синаксари он даёт очень простые ответы и на вопрос о причинах возникновения иконоборчества. Он упоминает, что император Лев Исавр в юности был погонщиком ослов и свинопасом, а во-вторых, он предполагает, что во всём виноваты, конечно же, евреи, он пишет: «Рассказывают, будто ненависть эту впервые внушили царю евреи, некоей ворожбой предсказавшие ему возведение на царство, когда он, будучи бедняком, зарабатывал среди них пропитание как погонщик ослов». Конечно же, читателю становится всё ясно: евреи воспользовались недалёким умом бывшего свинопаса, отсюда и все проблемы. Коротко и понятно. Все прочие ответы автоматически делаются излишними.
Но если бы в самом деле всё было так просто, то иконоборчество не просуществовало бы в Византии более века, и не сохранилось бы среди некоторых христиан до сего дня.
Никифор Ксанфопул в синаксари передаёт слова, которые сказал император Лев Исавр патриарху Герману: «Святые иконы, как я полагаю, владыко, нимало не разнятся от идолов. Итак, вели поскорее изъять их. А если это истинные образы святых, пусть всё же повесят их выше, дабы мы, проводя жизнь в грехах, не оскверняли их всякий раз лобызанием». Собственно, в этих словах содержится основной вопрос иконопочитания: чем иконы отличаются от идолов? Что даёт нам право и возможность воздавать почитание произведениям человеческих рук? Каким образом это почитание следует из Священного Писания?
Православная мысль с течением времени дала ответы. Но практика показывает, что эти ответы далеко не для всех являются убедительными, ведь в конечном итоге всё упирается в веру, а вера, в свою очередь, не может быть во всей своей полноте выражена через какие бы то ни было слова. Мы так веруем. Наша вера базируется на личном опыте, который мы обретаем, молясь перед образами Господа нашего Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и святых. Этот опыт очень индивидуален, а потому у каждого из нас есть свои любимые иконописные изображения, с которыми у нас установилась особая связь. Мы можем рассуждать о живописных достоинствах того или иного образа, но передать личный опыт не получается, потому что по своей сути это опыт любви, основанной на вере.
И дай нам всем Бог этот опыт в себе сохранить и преумножить! Дай Бог, чтобы, опираясь на него, мы с вами не спешили искать простые односложные ответы на те вопросы и недоумения, которые нам без устали подкидывает жизнь.