В Неделю о Страшнем суде епископ Феоктист совершил Литургию в Сретенском храме города Переславля

27 февраля 2022 года, в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое освящение придела в честь святителя Луки, архиепископа Симферопольского, в Сретенском храме города Переславля, и возглавил служение Литургии в новоосвящённом храме.

За понесённые труды на благо Святой Церкви медалей Переславской епархии преподобного Даниила Переславского II степени были удостоены:

  • Александр Владимирович Романенко;
  • Виктор Николаевич Разгулин;
  • Ирина Семёновна Герасимова;
  • Екатерина Игоревна Каликинская.

В честь прошедшего юбилея, 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского, памятных знаков «800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского» были удостоены:

  • Зинаида Сергеевна Малета;
  • Елена Вячеславовна Артёмова;
  • Вера Александровна Сухарева;
  • Валентина Николаевна Ермолова;
  • Надежда Викторовна Нуцкова;
  • Екатерина Фёдоровна Голубева;
  • Александр Васильевич Воронин;
  • Олег Георгиевич Ковачёв;
  • Роман Юрьевич Андреев;
  • Татьяна Ивановна Селина.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогие отцы, братья и сёстры! В первую очередь, конечно, поздравляю вас со свершившимся освящением престола, который посвящен святителю Луке, архиепископу Симферопольскому!

Мы планировали освятить его раньше, не в этот день, но в запланированную дату мне случилось заболеть, и мы вынуждены были назначить другой день, назначить почти случайно, но сейчас мне кажется, что этот перенос был во многом промыслительным.

Сегодня Церковь призывает нас поразмышлять о словах Христа Спасителя, посвящённых описанию Страшного суда. Когда мы слышим это слово — «суд» — то невольно в сознании возникает образ суда в нашем современном представлении. Есть подсудимые, есть судьи, есть адвокаты, обвинители и есть зрители. Но в Христовом описании Страшного суда не используется глагол «судить», там речь идёт об отделении: «соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов». То есть никакого суда в нашем представлении не будет, каждый сам определит своё место тогда, когда Господь откроется нам в Своей славе. У созерцающего явившуюся Любовь не останется места для какого-либо лукавства, для самооправдания, будет лишь ужас от самих себя в том случае, если за отведённые нам годы земной жизни у нас не получилось увидеть и распознать Любовь Христову, если по каким-то причинам нам не удалось Ей последовать.

Но, собственно, о суде Господь всё же говорит, правда, в совсем ином месте Евангелия — в 3-й главе Евангелия от Иоанна в беседе с Никодимом. Там Господь говорит о том, что Он не послан судить мир, «но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 17), «суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3, 19). Здесь Христос раскрывает причину, по которой мы не способны разглядеть явившуюся Любовь: мы возлюбили тьму. Именно возлюбили, мы её выбрали, не увлеклись ей, как постоянно увлекаемся чем-то новым, а возлюбили, мы сделали свой выбор. Но что такое тьма на языке Священного Писания? Это место отсутствия Бога.

В этом смысле сегодняшние евангельские мысли продолжают собой те, о которых мы размышляли неделю назад. В притче о блудном сыне младший сын тоже возлюбил тьму — жизнь без отца, под которым весь смысл притчи подразумевает Бога. Младший сын сыграл с отцом в ту игру, в которую очень часто пытаются сыграть с Богом многие люди: он предложил отцу сделать вид, что отца не существует. Он взял от него всё, что мог, и ушёл в область отсутствия отца, в место, которое сложно охарактеризовать каким-то иным словом, кроме слова «тьма».

Схожим образом поступает и всякий, кто пытается отделиться от Бога, взяв то, что, как ему кажется, по праву его — здоровье, разум, телесную крепость, благополучие и так далее. Мы всего этого хотим, и если удаётся заполучить весь требуемый объём, то Бог становится абсолютно лишним, Он лишь мешает Своими странными заповедями и ограничениями. Ради чего подчиняться отцу, если мы все от него получили? Абсолютно незачем. Если, конечно, отсутствует любовь. Если отсутствует составляющая часть любви — благодарность. В таком случае полученное от Бога становится идолом, оно заменяет собой Его, и, как следствие, закрывает от нас и других людей с их несовершенством и болью.

Похожие публикации