В Неделю 29-ю по Пятидесятнице епископ Феоктист совершил Литургию в Никольском храме села Вашка Переславского района

свящ. Сергий Савенков
Фото

9 января 2022 года, в Неделю 29-ю по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском храме села Вашка Переславского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:

— Дорогой отец Андрей, дорогие отцы, братья и сёстры, сердечно поздравляю вас с продолжающимся праздником Рождества Христова!

Иногда кратко, иногда пространно, но апостол Павел очень часто на страницах своих посланий возвращается к истории своего призвания к апостольскому служению. Кроме свидетельства самого Павла, у нас есть одно стороннее свидетельство — апостола и евангелиста Луки, оно содержится в 9-й главе книги Деяний святых апостолов. Из этих свидетельств можно сделать абсолютно достоверный вывод: для призвания Павла к апостольству не было никаких видимых предпосылок — ни внешних, ни внутренних. Ничто не предвещало и не указывало на то, что истовый фарисей Савл станет не только христианином, но и величайшим апостолом Павлом. Для него самого избрание тоже стало совершенной неожиданностью: Христос явился ему тогда, когда будущий апостол совершенно этого не ожидал, да и не мог он ожидать чего-то подобного. У Савла были свои планы на жизнь, Христос в них участвовал, но не как Воплощённый Бог, а как зловредный шарлатан, с которым всеми силами необходимо бороться. Всё изменилось очень быстро и бесповоротно.

История обращения Павла не может не вызывать вопросов. Помимо ряда сугубо текстологических и исторических недоумений, возникает вопрос: почему? Почему именно Павел? Почему не кто-то другой? Что можно было бы предпринять, чтобы уподобиться Павлу, конечно, не в смысле его апостольства, а в смысле благодати, данной ему от Бога?

Обидно, но ответов на все эти вопросы не существует. Сам Павел в сегодняшнем отрывке из Послания к Галатам пишет, что он был избран Богом ещё до своего рождения (см. Гал. 1, 15). То есть, всё то, что ему было дано, все его дела, сила его слова, неустанное рвение к исполнению воли Христа — это не принадлежность и не заслуга апостола, это — сила Христова.

Здесь нам можно было бы расслабиться и сказать самим себе: «Если дело обстоит таким образом, то зачем напрягаться, зачем себя понуждать к исполнению Христовых заповедей, какой смысл жить христианской жизнью, если пример апостола Павла показывает, что избранниками Божиими становятся не те, кто этого хочет, а те, кого Сам Бог захотел сделать таковыми?» На это недоумение задолго до наступления эпохи Нового Завета прекрасный и исчерпывающий ответ дал пророк Иезекииль, который процитировал то, что сказал ему Бог: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» (Иез. 33, 11). То есть получается, что Бог абсолютно всех и каждого предопределил к тому же, что в своё время получил апостол Павел. У кого-то процесс призвания бывает почти мгновенным, так, как это случилось с апостолом, но у большинства совсем иной путь — Бог открывает Себя постепенно, на это уходят годы, но чаще всего встреча, которая у Павла заняла несколько минут, растягивается на десятилетия. И, пожалуй, для того чтобы встреча состоялась, необходимо лишь одно условие — искренний поиск Бога, ведь Павел был искренним не только с того момента, в который ему явился Христос, он был предельно искренен и в своей прошлой жизни — жизни юного пламенного фарисея Савла.

Не случайно именно этот апостольский отрывок читается в сегодняшний воскресный день, когда мы вспоминаем праведного Иосифа Обручника.

Из описания событий Рождества Христова мы знаем, что ангел Божий однажды явился Марии и благовествовал о чудесном зачатии, но затем мы видим, что все дальнейшие контакты Божиих вестников происходили с Иосифом. Естественно, что у Иосифа было очень много сомнений. Поверить, что девственница, не имевшая отношений с мужчиной, может родить, гораздо тяжелее, чем поверить в возможность зачатия престарелой женщины Сарры. Авраам не поверил в это возможное чудо, но при этом он называется отцом верующих. Иосиф, в свою очередь, поверил в невозможное для человека и стал действовать.

Бог приходит к каждому из нас и через какие-то обстоятельства открывает Свою волю, указывает путь, по которому мы должны пойти. Далеко не всегда нам это нравится. Кто-то может возразить, что апостол Павел удостоился видеть Бога и лично слышать Его, и поэтому у него не было иного выбора, но давайте вспомним, что Господь жил среди людей, общался с ними и творил чудеса, а многие ли пошли за Ним? Вовсе нет. У человека всегда остаётся свобода выбора. Она была и у апостола Павла, и у Иосифа, и они показали нам, что жизнь с Богом — это постоянный осознанный выбор.

Братья и сёстры, я желаю нам с вами иметь внутреннюю силу выбирать Бога и твёрдую волю поступать в соответствии с этим выбором. Как бы трудно это не было.

Похожие публикации