26 мая 2019 года, в Неделю 5‑ю по Пасхе, о самаряныне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никольском храме села Вашка Переславского района.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Перед нами самая длинная евангельская беседа с глазу на глаз. И вместе с этим — она самая глубокая. Не может не обращать на себя внимания личность человека, с которым беседует Спаситель: это, во-первых, иноплеменница, самарянка, представитель того народа, с которым у израильтян, мягко говоря, не самые ровные отношения. А во-вторых, она грешница. Причем такая, с которой нельзя было бы общаться даже в том случае, если бы она была еврейкой. Общение с ней — нарушение всех возможных правил, это нечто вопиюще непристойное. Но оказывается, что эта женщина способна воспринимать истины веры, она способна слышать голос Бога, и, что особенно важно, Предание Церкви говорит, что она была способна измениться. Это очень важная сторона сегодняшней евангельской истории, потому что напоминает нам о том, что нет такого греха, который не мог бы быть прощен кающемуся.
Покаяние возможно в любом случае, и что бы ни совершил человек, Бог всегда открыт ему. Бог может все, может Он и поднять человека после самого страшного падения. В сегодняшней евангельской истории именно это и происходит: Бог поднимает эту самарянку, делает Он это тихо и очень аккуратно, но так, что она уходит от колодца абсолютно не такой, какой к нему пришла. Все это напоминает известную историю из Третьей книги Царств, в которой пророку Илии явился Бог не в ветре, не в землетрясении, не в огне, а в «веянии тихого ветра» (ср. 3 Цар. 19, 11-12).
Но несмотря на скорость преображения самарянки, процесс не был мгновенным, в нем легко выделить несколько этапов. В 9‑м стихе 4‑й главы Евангелия от Иоанна Он для нее просто иудей, в 12‑м Он становится Кем-то большим, чем «отец наш Иаков». В 19‑м стихе она полагает, что разговаривает с пророком, в 25‑м и 26‑м она начинает догадываться, что перед ней Мессия, а затем она в этом убеждается. В конце же главы, в 42‑м стихе, женщина уверенно заявляет, что Он — «Спаситель мира».
Истина для нее проясняется хоть и чрезвычайно быстро, но, тем не менее, поэтапно и постепенно. Это очень важно увидеть, ведь зачастую мы, как нам кажется, сразу принимаем Христа как Бога — на самом же деле, как сказал один современный богослов, мы принимаем некую схему, лишенный жизни образ, а не Его живого. В результате же оказывается, что мы покланяемся не Живому Богу, а некой идее, «темному лику», не чувствуя Его реального присутствия в нашей жизни. Поклоняемся Тому, Кого, по сути, еще не знаем, не слышим и не любим.
Здесь же — в беседе Христа Спасителя с самарянкой — обозначен совершенно иной путь. Женщина постепенно, шаг за шагом входит в глубины диалога с Воплощенным Богом и наконец понимает, что перед ней — Христос Спаситель мира. Этому пониманию не препятствует ее греховная жизнь, а значит, такое понимание доступно каждому.
И, пожалуй, самый важный вопрос: а открылся ли Бог каждому из нас? Или мы кланяемся идее, некоему концепту? Очевидно, что в полной мере постичь глубины богообщения мы не сможем в силу того, что Бог непостижим, и любое, самое близкое с Ним общение — лишь некое приближение, лишь начало пути.
Дай Бог, чтобы мы с вами это осознавали, чтобы ощущали себя идущими по этому пути, тому пути, у которого нет конца, но который по мере продвижения по нему делает нас милосердными и понимающими, делает теми, кто опытно познает силу любви Божией и становится неспособен делить мир на грешников и праведников.