В праздник иконы Божией Матери «Знамение» епископ Феоктист совершил чин великого освящения Скорбященского храма в Мышкине

свящ. Михаил Васильковский
Фото

10 декабря 2021 года, в день празднования иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил великое освящение храма в честь иконы «Всех скорбящих Радосте» в городе Мышкине и возглавил служение Литургии в новоосвящённом храме.

По окончании богослужения епископ Феоктист обратился к верующим:

— Дорогой отец Александр, отцы, братья и сестры!

Богу содействующу мы с вами освятили этот храм. Вообще, согласно канонам Православной Церкви, Литургия может совершаться только в освящённом архиереем храме, что, конечно, прекрасно известно всем священникам. Правда, возможны исключения, но даже в рамках исключения в храме перед совершением в нём божественной Литургии должны быть произнесены освятительные молитвы и получен антиминс от архиерея.

Вы все знаете, что почти все храмы нашей епархии, в том числе и этот, — исторические. Они были построены нашими предками, потом они так или иначе пострадали в советский период, были возвращены Церкви, сейчас идёт работа по их восстановлению, но их количество таково, что эта работа движется очень медленно, ну а мы вынуждены жить в этих условиях и до сих пор большинство храмов Переславской епархии не были освящены архиерейским чином, ведь для этого освящения необходимо, чтобы, как минимум, основная часть работ по восстановлению была выполнена. Этому храму повезло: он не получил особых повреждений в минувшем веке, но он был осквернён, а потому нуждался в повторном освящении.

Сам факт освящения и освящения повторного отсылает нас к прообразу всех христианских храмов — храму Иерусалимскому. Вообще, в чине освящения к нему очень много отсылок, мы неоднократно сегодня вспоминали этот храм и его значение в библейской истории. Но он выполнил свою миссию, которая состояла в его прообразовательном значении.

Сегодня мы с вами не только совершили освящение храма, но и прославили икону Божией Матери «Знамение», апостольское чтение, которое было прочитано в честь этого праздника, состояло из фрагмента Послания апостола Павла к Евреям, в нём речь шла как раз о ветхозаветном храме. Вообще, апостол Павел в своих посланиях неоднократно упоминал временное значение «первого», то есть Ветхого Завета, он не отметал его значения. В сегодняшнем отрывке речь идёт, как кажется, о том, что не имеет какого-либо смысла в новозаветную эпоху — об устройстве ветхозаветного храма. Но так, кажется, только на первый взгляд, если же посмотреть на это описание подробнее, то можно увидеть немало интересного, того, что имеет непосредственное отношение ко времени Нового Завета. Устройство ветхозаветного храма предвосхищало собой то, что произойдет после Пришествия Христова, существуют замечательные описания параллелей между тем, как был устроен храм, и тем, что произошло после Боговоплощения.

Позволю себе процитировать одного из почитаемых Церковью авторов. Он написал так: «Золотой сосуд в ковчеге, содержащий манну, есть святое во Христе, вмещающее в себя всю полноту Божественности. Жезл Аронов расцветший есть непобедимое могущество священства Его, о котором говорит пророк: жезл правоты — жезл царства Твоего (Пс. 44 7). Ибо тот, кто определённое время выглядел мертвым, срезанным, — впоследствии, как уже обнаружилось, осветился на заре невечерними лучами воскресения и живый вновь зацвёл, и прояснил Своё грядущее бытие навсегда неуязвимое и неувядаемое. Ибо восстающий из мертвых Христос более не умирает, смерть над ним более не властна. Скрижали завета в ковчеге всё во Христе: и знание сокровенного Отца, и силу судных решений, — обозначают». Это — лишь небольшая часть предложенного Бедой Достопочтенным толкования, но она вполне достаточна для того, чтобы увидеть смысл ветхозаветных установлений: они через видимые земные образы указывают на невидимое и небесное, на то, что явилось в эпоху Нового Завета. А самый важный образ в этой чреде — образ самой скинии.

С первых дней бытия Христовой Церкви существует убеждение, что ветхозаветная скиния предизображала, или прообразовала собою Божию Матерь, Которая была чистым вместилищем и святой обителью Сына Божия. Будучи человеком, она вместила Воплощённого Бога, благодаря чему ветхозаветный храм утратил своё особое сакральное значение и стал лишь символом грядущего. А вместе с этим произошло изменение отношения и к храму как таковому: если в Ветхом Завете главной святыней была скиния, то после Пришествия Христова святыней стал человек, потому что, как о том написал апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам, мы — христиане — являемся храмами Бога живого (ср. 2 Кор. 6, 16), а наши храмы призваны помочь каждому человеку исполнить это своё высочайшее призвание.

Очень надеюсь, что и этот новоосвященный храм поможет всем в него приходящим восходить к богообщению и созиданию в себе нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3, 10).

Похожие публикации