24 февраля 2019 года, в Неделю о блудном сыне, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Скорбященском храме города Мышкина.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с воскресным днем!
Начать свое слово сегодня я бы хотел с небольшой истории, которая произошла, когда я был еще священником. Ко мне на исповедь пришел один мальчик. Он рассказал о своих грехах, и тогда я задал ему вопрос: «Ты будешь исправляться?» Он ответил: «Да». Я говорю ему: «А когда?» Его ответ: «С 10-го», — а было 7-е число. Тогда я у него спрашиваю: «А почему не с 9-го?» — на что он подумал и сказал: «Ну, в принципе, можно и с 9-го».
Довольно забавная история, но если мы подумаем, то на самом деле это очень грустно и симптоматично. Да, мы — взрослые — умеем обходить такие вопросы. Если на исповеди священник спросит, будем ли мы ли исправляться, то он услышит ответ: «Как Бог даст, постараюсь сию же секунду». Мы не скажем: «С 9-го или с 10-го», — потому что умеем находить правильные риторические приемы и знаем, что нужно отвечать в той или иной ситуации. Но факт остается фактом.
Если мы думаем, что сегодня можно совершить грех, а завтра покаяться или можно исправиться с понедельника или еще когда-либо, то это означает, что мы похожи на того младшего брата из притчи Христовой о блудном сыне. Что же там происходит по большому счету? Этот младший сын приходит к своему отцу и говорит: «Отец, отдай то, что мне причитается». То есть, по сути дела, эти слова звучат так: «Давай мы сделаем вид, что ты уже умер, а я получу свое наследство». Очевидно, что это в высшей степени хамство, — предложить живому отцу сыграть в игру «давай представим, что тебя уже нет в живых» и преспокойно заниматься своими делами.
Каждый наш сознательный грех, даже самый маленький, — это то же самое, только по отношению к Богу: «Господи, давай сыграем в игру, что Тебя не существует, Ты умер, Тебя нет, а я живу так, как хочу». И когда мы откладываем покаяние и свое исправление, это есть не что иное, как попытка жизни вне Бога: «Давай, Господи, Тебя не будет существовать до 10-го, ну, или до 9-го». Конечно, эту свою мысль я начал с ребенка, но надо понимать, что он здесь ни при чем. Ребенок лишь наглядно показывает, какими являемся все мы.
Несмотря на то, что рассказ о блудном сыне — притча, это совершенно невыдуманная история, ведь ситуация с сыном, который говорит отцу, и христианином, который говорит Богу: «Давай сделаем вид, будто бы Тебя не существует», — происходит ежечасно, ежеминутно, ежесекундно. Каждый наш сознательный грех — повторение этой истории. Но играть в такие игры с Богом — абсолютно безумная затея, потому что невозможно выиграть, а можно только проиграть.
Мне хочется надеяться, что постепенно мы с вами научимся жить в постоянном присутствии Бога, радуясь и блаженствуя от этого, и искренне, всеми силами своего ума и воли избегая любого, даже самого маленького, сознательного греха. Дай Бог, чтобы это произошло со всеми нами! С воскресным днем вас! С наступающим Великим постом!
Также в беседе с духовенством и прихожанами епископ Феоктист затронул тему причащения:
— Сейчас у меня есть вопрос, который я не могу вам не задать. Почему вы сегодня не причащались? Хочу узнать у вас, потому что в каждом месте по-разному: где-то причащается весь храм, вне зависимости от того, какая служба, а у нас сегодня было всего четыре взрослых причастника.
Отцы, я настоятельно прошу вас донести сначала до своего сердца и ума, а потом до сердец и умов вашей паствы документ, принятый на Архиерейском совещании, а затем утвержденный Священным Синодом, — «Об участии верных в Евхаристии».
Друзья мои, — я еще поговорю по этому поводу со священниками, а они будут разговаривать с вами — причащайтесь чаще, потому что только тот, кто ест Плоть и пьет Кровь Христа Спасителя, имеет жизнь вечную. Мы с вами не можем быть достойными и никогда не станем таковыми. Недостойно думать о себе, что ты заслуживаешь Причастия, что ты к нему готов. Неважно, хороший ты человек, верующий, благоговейный, но если ты не участвуешь в Таинстве Евхаристии, то не имеешь жизни вечной, как бы ужасно и страшно ни звучали эти слова, как бы они ни шли вразрез с тем гуманистическим устроением, которое в каждом из нас существует. Но Господь Иисус Христос сказал именно так. Да, после этого многие от Него отвернулись. Но мы — христиане, и для нас каждое слово Христа имеет ни с чем не сравнимую значимость. Когда Господь сказал это в первый раз, люди переспросили: «Что Ты имеешь в виду?» Он повторил и неоднократно повторял эту мысль о том, что только тот, кто причащается Тела и Крови Христа Спасителя, имеет жизнь вечную.
У нас с вами нет собственных сил для борьбы с грехом, силы подает нам Христос. Есть такой термин — «антиномия». С одной стороны, для того чтобы подойти к Чаше, мы должны быть готовы, то есть исповедоваться, очистить свою душу покаянием. С другой стороны, мы с вами не имеем сил для борьбы с грехом, если не будем причащаться. Да, конечно, мы по силам должны стараться, но надо понимать, что есть многие тяжелые духовные состояния, которые можно излечить, только приобщаясь Тела и Крови Спасителя, то есть, становясь с Ним одной плотью. Господь нас через это Себе усвояет и дает силы на борьбу с грехом.
Дай Бог, чтобы мы с вами это помнили, понимали, каждый раз стремились к Чаше, чтобы вся наша жизнь строилась вокруг Евхаристии и Литургии!