В день памяти мученика Андрея Стратилата епископ Феоктист совершил Литургию в Андреевском храме села Андреевское на Лиге

свящ. Сергий Савенков
Фото

1 сентября 2021 года, в день памяти мученика Андрея Стратилата, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Андреевском храме села Андреевское на Лиге Борисоглебского района.

Также была совершена лития на могиле протоиерея Игоря Юркова, погребённого у восточной стены храма. Отец Игорь являлся настоятелем храма с 1999 по 2021 год, его трудами Андреевская церковь стала первым храмом в Борисоглебском районе, в котором возродилась богослужебная жизнь, а само здание было отреставрировано.

По окончании богослужения владыка обратился к верующим:

— Дорогие братья и сестры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником!

В эти дни Церковь продолжает чтение 23-й главы Евангелия от Матфея, которая почти полностью посвящена обличению книжников и фарисеев.

Сегодняшний отрывок посвящён описанию непростых взаимоотношений представителей официальной религии Израиля и ветхозаветных пророков: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков» (Мф. 23, 29-31). Казалось бы, что плохого в том, чтобы почитать умерших пророков? Почему воздвигать им красивые гробницы и строить памятники — плохо? Почему через эти действия книжники и фарисеи изобличают сами себя?

Для ответа на все эти вопросы нам надо вспомнить, что никакой из ветхозаветных пророков, особенно же из пророков того времени, которое предшествовало вавилонскому плену, не был популярен среди соотечественников. Пророки вообще были крайне неудобными людьми: они говорили не то, что от них хотели услышать, они редко утешали, но очень часто обличали. Они не подчинялись властям. Их невозможно было подкупить. Они вели себя крайне странно, непонятно, а зачастую и неприятно. Своими речами и всем своим обликом они раздражали очень многих, что зачастую заканчивалось для них насильственной смертью.

Если обобщить основной посыл пророческих посланий и попытаться выразить его предельно кратко, то можно сказать так: пророки призывали к живому общению с Богом, боролись с подменой богообщения ритуалом.

Но израильтяне тяготели к ритуалу, что, конечно, не является особенностью исключительно еврейской нации. Подобную тягу испытывают очень многие религиозные люди. Им кажется, что если правильно исполнить ритуал, если принести нужную жертву в нужное время в нужном месте, то все проблемы будут урегулированы: как в отношениях с Богом, так и в отношениях с людьми. Пророки неустанно повторяли: это не так, Бог ждёт от человека не жертв и не ритуала, Он хочет, чтобы мы были искренны в общении с Ним и друг с другом, чтобы мы были милосердны, и чтобы в первую очередь заботились о чистоте совести, а не о том, как правильно выполнить ритуальные предписания.

Такие призывы хорошо читать, но очень сложно им следовать. Так получилось и с пророками: время показало их правоту, постепенно сложилось их народное почитание, стали появляться красивые гробницы и памятники, но гробницы и памятники — это тоже ритуал, это тоже некоторое внешнее действие, тогда как сами пророки призывали сосредоточиться на внутреннем.

Для примера приведу вам завет основателя Свято-Троицкого Данилова монастыря в Переславле. Преподобный Даниил в своём уставе строго запретил не только употребление, но и хранение спиртных напитков в монастыре, кроме вина, необходимого для совершения Евхаристии. Кажется вполне очевидным, что наилучший способ почтить память этого великого святого — исполнить его волю: убрать спиртное из монастыря, а не ежегодно красить стены обители и украшать раку с его мощами.

Потомки убийц пророков не вняли проповеди пророков. Своими действиями они свидетельствовали, что для них, как и для их предков, важны лишь внешние проявления религиозности, а не то, чего хочет от человека Бог. К сожалению, мы с вами, также часто увлекаемся внешним миром, забывая, что от нас хочет Бог и через это уподобляемся обличаемым фарисеям.

Я очень надеюсь, что мы с вами несмотря на то, что не являемся ни книжниками, ни фарисеями, услышим предостережение Господа нашего Иисуса Христа и будем стремиться к исполнению сути заповедей, а не их формы.

Похожие публикации