28 августа 2021 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Успенском соборе города Мышкина.
В связи 40-летием служения в священном сане настоятель собора и благочинный Мышкинского округа протоиерей Александр Иванов был удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Дорогие отцы, братья и сестры, всех вас сердечно поздравляю с праздником Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии!
Ни для кого из вас не секрет, что Церковь не празднует дни рождения святых, в её календаре есть только три воспоминания о днях рождения: это Рождество Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери и Иоанна Предтечи. В случае же других святых центральный день памяти приходится всегда на день преставления ко Господу. Этим Церковь исповедует свою веру в то, что для праведника день смерти лучше дня рождения (ср. Еккл. 7, 1), вместе с этим Церковь исповедует и то, что у Бога нет мёртвых, но все живы. В ряду празднований дней кончины святых особняком стоит сегодняшний праздник — Успение Пресвятой Богородицы. И снова у нас есть ответ на вопрос почему это так: Она, как о том свидетельствует тропарь праздника, «преставилась к жизни», иными словами, от земной и призрачной жизни, которая наполнена болью и страданием, Она перешла туда, где нет ничего, кроме нескончаемой радости пребывания с Богом, радости, о которой невозможно говорить человеческим языком, потому что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
В дни памяти святых Церковь пытается показать своим чадам путь достижения того же, чего достиг тот или иной святой, она через своё богослужение в поэтических образах объясняет суть подвига святого, из чего мы должны сделать для себя практические выводы и попытаться скорректировать свою жизнь ради достижения той же цели: блаженной вечности со Христом.
В праздники, посвящённые Божией Матери, Церковь предлагает нам два отрывка из Посланий апостола Павла, один взят из Послания к Евреям, второй, тот, который мы слышали сегодня, из Послания к Филиппийцам. В сегодняшнем отрывке мы слышали пересказ апостолом Павлом древнего христологического гимна, согласно некоторым исследователям, этот гимн в древней Церкви использовался при совершении таинства Евхаристии. Но прежде, чем процитировать гимн, апостол Павел добавляет очень важные слова, которые можно считать основой этого отрывка апостольского Послания: «в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2, 5). Сам же христологический гимн Павел вводит в Послание к Филиппийцам ради того, чтобы полнее и красочнее проиллюстрировать свою мысль: он призывает своих адресатов к полному единодушию и любви через личное смирение, а для достижения этого состояния христиане должны уподобляться Господу Иисусу Христу не только в Его исполнении воли Бога-Отца, но и в том, чтобы иметь те же чувствования, что имел Христос. Логика апостола понятна: все действия человека базируются на некоторых внутренних установках, если нет достойного христианина внутреннего устроения, то и ожидать действий, согласных с волей Божией, не приходится. Вообще, стоит заметить, что апостол Павел очень часто пользуется этим приёмом: он регулярно указывает на жизнь и смерть Христа Спасителя как на образец для подражания. Такой подход оправдан, ведь жизнь и смерть Христа — это не только величайший нравственный пример, христиане через веру и крещение вступают в особые отношения со Христом, мы все, как утверждает апостол, находимся в неразрывном единстве со Христом, единстве, которое не может ограничиваться лишь нравственной сферой жизни, оно простирается значительно дальше и затрагивает человека в его целостности. По этой причине христиане должны не просто пытаться имитировать поступки Христа, а уподобляться Ему во всех своих мыслях и делах.
Кажется вполне очевидным, почему этот отрывок читается в дни памяти Божией Матери, в том числе и в день Её Успения: то, что апостол Павел рекомендовал делать филиппийским христианам, Божия Матерь сумела исполнить в совершенстве, а потому Она, пройдя через врата смерти, достигла воскресения и вечного нетленного Царства Её Сына и Бога Господа Иисуса Христа. Её жизнь и Её Успение — самые лучшие подтверждения правоты апостола Павла в его стремлении стяжать «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе».
Дай нам всем Бог услышать и принять призыв апостола, чтобы и мы с вами не были посрамлены в день своего отшествия ко Господу, чтобы были приняты Им по предстательству Его Пречистой Матери Владычицы нашей Пресвятой Богородицы.