7 августа 2021 года, в канун Недели 7-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— Когда я был юн, наивен и чрезвычайно любопытен, я задавался множеством самых разных вопросов. Собственно, как и все молодые люди. К сожалению, с той поры я заметным образом огрубел, а мои интересы почти совершенно переместились в практическую плоскость. Но сегодня мне вспоминается практический вопрос, тот, который задают очень многие.
Однажды я спросил одного опытного священника о подаянии милостыни. Мы шли с ним вдоль восточной стены Троице-Сергиевой лавры, а там традиционно стоит немалое количество увечных, больных, хромых, слепых, среди которых встречаются и откровенные шарлатаны, проходимцы, пьяницы и наркоманы. На мой вопрос тот священник ответил вопросом: «А сам-то ты что думаешь?» Я чистосердечно промычал в ответ. Он же сказал: «Если ты задал такой вопрос, то твоя совесть неспокойна, а раз она неспокойна, то и ответ тебе известен».
Действительно, ответ известен. Отношение к милостыни определяется не тем, кому мы её подаём, а расположением нашего сердца. В 10-й главе Евангелия от Матфея есть такие слова Христа: «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Мф. 10, 41). Чаще всего мы не знаем, кто те люди, которые просят милостыню. Хотя узнать это довольно просто. Значительно сложнее понять, что было бы с нами, если бы с самого раннего детства мы оказались на месте одного из них, если бы выросли в том окружении и в той местности, в которой выросли они, если бы имели те же самые природные склонности, если бы на своём жизненном пути мы встречали тех, кого встречали они. Понятие праведности чрезвычайно широко. То, что для одного будет падением и страшным грехом, для другого будет подвигом благочестия. Мы знаем об этом из множества житийных рассказов. А раз это так, то вполне может оказаться, что тот самый шарлатан, который стоит перед нами — самый что ни на есть праведник, так как другой на его месте не стоял бы с протянутой рукой, а добывал себе средства к пропитанию совсем иным, откровенно преступным путём.
Если мы найдём в себе силы воспринимать и принимать всех этих людей как праведников, если научимся относиться к ним как к таковым, то, по слову Христа, получим награду праведников, но не относительных, а самых настоящих, тех, о которых можно сказать, что они праведны в абсолютном смысле этого слова. И вместе с этим мы избавимся от вечно мучающего вопроса о том, кому можно и должно оказывать милость.