24 июля 2021 года, в канун Недели 5-й по Пятидесятнице, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся:
— Довольно часто ищущие себя и свой путь молодые люди из тех, что были воспитаны в церковных семьях, приходят к вопросу о причащении святых Христовых Таин. Зачем это нужно? Зачем нужна церковная жизнь? У них перед глазами есть примеры людей, которые совершенно прекрасно живут без всего этого. Людей, которые с нравственной точки зрения, и с точки зрения человеческих качеств, ничем не хуже, а может быть даже и лучше, чем те, с кем эти молодые люди имеет дело внутри церковных общин и в собственных семьях.
Эти юноши и девушки проводят эксперименты на себе самих: они перестают причащаться. И, как кажется, в их жизни ничего не меняется. Этот факт ещё острее ставит вопрос о смысле таинства евхаристии. Что нам даёт это таинство?
Надо сказать, что те молодые люди, которых я имею в виду, отнюдь не глупы, напротив, они умны, очень эрудированы и прекрасно знают традицию Церкви, как следствие, они знают и те ответы, которые мы обычно даём на вопрос о смысле причащения Христовых Тела и Крови, поэтому нет смысла в разговоре с ними воспроизводить эти ответы, тем более, что эти ответы их не устраивают.
Так для чего же всё это? Для чего мы причащаемся?
Очень хороший ответ на эти вопросы даёт сегодняшний евангельский отрывок. Правда, в нем нет слов об евхаристии и о Теле и Крови Христовых. В нём говорилось о двух апостолах, которые шли из Иерусалима в таинственный Эммаус и беседовали о том, что случилось незадолго до этого: то есть о взятии Христа Спасителя под стражу и о Его казни. В пути к ним присоединился Человек, в Котором Лука и Клеопа не смогли узнать Христа. Он говорил им о смысле Страданий и Смерти Мессии на основании пророческих книг, они слушали, но не понимали, Кто идёт рядом с ними.
Всё открывается тогда, когда Господь преломил хлеб, то есть, если следовать логике толкователей, совершил ехваристическую трапезу — трапезу благословения и благодарения: «Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его» (Лк. 24, 31). Получается, что встреча и узнавание Христа напрямую связано с евхаристией, в ней Он открывает Себя, посредством причащения мы встречаемся с Христом Воскресшим.
Но для чего это надо? Здесь стоит подумать над другим вопросом: для чего это надо было апостолам? Стали ли они после этого лучше? Стали ли они умнее, здоровее и успешнее? Вряд ли. Они встретились с Тем, Кого любили. Это само по себе — цель и награда. Ведь мы не задаемся вопросом о смысле встречи с теми, кого любим. Нам дорого не то, что может дать такая встреча, ценность имеет сам факт встречи и пребывания с любимыми людьми.
Получается, что основной смысл причащения именно в этом и состоит: в пребывании со Христом. А ценность причащения определяется любовью ко Христу.
Дай Бог, чтобы мы с вами именно так и переживали святейшее таинство Тела и Крови Христовых, чтобы для нас с вами участие с ним становилось полноценным общением с Возлюбленным нашим Господом и Спасителем Иисусом Христом.