5 июня 2021 года, в канун Недели 6-й по Пасхе, о слепом, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Любой христианин знает, что Церковь очищает своих чад от греховной скверны. Для этого у Церкви есть масса инструментов, которые имеют общее название — «таинства». Но что является сутью каждого таинства и каков инструмент, с помощью которого мы все получаем искомое очищение?
Можно конкретизировать этот вопрос, и для примера взять святую воду: что сообщает простой воде святость? В какой момент и по какой причине она становится святой? Внимательный христианин здесь, пожалуй, заметит, что вода освящается посредством погружения в неё креста, да и во всех других таинствах и церковных чинопоследованиях есть то или иное физическое соприкосновение с веществом или же с человеком, над которым совершается таинство. Можно было бы сказать, что именно момент соприкосновения и есть инструмент освящения. Но такой ответ не будет вполне верным, потому как соприкосновению сопутствуют слова, без их произнесения освящение не состоится. То есть основа любого таинства заключена в слове. Но не в слове человеческом, не в словах, которые вошли в наши богослужебные книги как слова тайносовершительные, а в слове Христовом, или, если смотреть на этот вопрос шире, в Самом Христе, Который есть Бог-Слово — Вторая Испостась Святой Троицы.
О том, что освящает и очищает ничто иное, как Его слово, сказал Сам Христос, обращаясь к Своим ученикам: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15, 3). Конечно, слово Христово очищает без какого-либо насилия, оно очистило апостолов, но не очистило всех тех, кто слушал Христа, но не верил Ему и не принимал Его, тех, кто спорил с Ним, кто искал в Его речах предмет для осуждения.
За две с лишним тысячи лет ничего не изменилось. Слово Христово по-прежнему живо и действенно, оно по-прежнему очищает, изменяет и спасает, но такое действие оно производит лишь на тех, кто принимает его пусть и несовершенным, но открытым сердцем, на тех, кто, как и апостолы, иногда сомневается и не понимает Своего Спасителя, но при этом осознает, что иного пути нет, потому как только Христос «имеет глаголы вечной жизни» (ср. Ин. 6, 68).