В канун Недели о расслабленном епископ Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском соборе

22 мая 2021 года, в канун Недели 4-й по Пасхе, о расслабленном, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.

По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:

— Христос воскресе!

У меня есть слабость: я люблю смотреть различные дискуссионные ролики на YouTube, особенно же диспуты между носителями атеистического сознания и христианского.

Практически во всех этих диспутах, люди, которые отстаивают атеистическую позицию, спрашивают: «Как можно верить в такого Бога, которого описывает Ветхий Завет?»

И в самом деле: как? К примеру, апостол Павел в своей проповеди в Антиохии Писидийской вспоминает историю захвата потомками Иакова Земли Обетованной, и говорит: «И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их» (Деян. 13, 19). Очевидно, что действующее лицо здесь Бог. Именно Бог истребил семь народов ради одного — ради народа Израиля.

Для современного читателя это весьма неприятное и даже соблазнительное утверждение. Особенно же неприятно оно для христиан, ведь мы исповедуем равенство всех людей перед Богом, тот же самый апостол Павел в Послании к Римлянам писал, что «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 11), а это означает, что Бог смотрит не на национальную принадлежность, а на сердце человека. Но здесь апостол Павел делает акцент на истреблении Богом семи народов в земле Ханаанской. «Семи народов», а значит и детей, и женщин, и стариков. Всех.

Конечно, это не единственное схожее место в Священном Писании, такие места смущают христиан, а людей, которые находятся вне Церкви, эти пассажи и вовсе отталкивают. Как нам быть? Как нам понимать и принимать столь жёсткие действия Бога?

Во-первых, нам надо помнить, что привычные для нас нормы международного права сформировались значительно позднее, и сформировались они под воздействием христианства. А для эпохи написания библейских текстов истребительные войны были нормой, точно такой же нормой, какой для нас сегодня являются войны информационные, вполне может оказаться, что ещё через две тысячи лет рассказы о том, что кто-то кого-то оклеветал в интернете и тем самым погубил репутацию человека станут восприниматься как нечто запредельно ужасное и бесчеловечное.

Но самое важное заключается в другом: представления о Боге тоже были иными. То, что мы знаем о Боге, мы узнали благодаря Новому Завету. Вне зависимости от личного отношения каждого из нас к христианскому благовестию, о Боге мы мыслим евангельскими категориями. Мы знаем, что Бог — есть Любовь, что Бог милостив и долготерпелив, мы знаем о благих свойствах Бога благодаря Евангелию и именно поэтому у нас возникает вопрос о том, почему Бог Ветхого Завета был столь жесток. Но дело здесь в том, что представления о Боге карающем — это представления Ветхого Завета, это язык другой эпохи, абсолютно другого менталитета.

Есть и ещё одна причина, её понять и принять можно только в том случае, если мы верим во Христа. Богу необходимо было сформировать народ, из которого в дальнейшем произойдёт Мессия. А для того, чтобы такой народ был сформирован, он должен был быть ограждён от соседства с языческими народами, потому что в противном случае народ Израиля не смог бы сохранить монотеизм, и, как следствие, Боговоплощение не было бы возможно, а раз не было бы возможно Боговоплощение, то и не состоялась бы победа Христа над грехом и смертью.

Похожие публикации