18 апреля 2021 года, в Неделю 5-ю Великого поста, преподобной Марии Египетской, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил Литургию в Никитском мужском монастыре.
По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся:
— Дорогой отец Димитрий, братья и сестры!
Поздравляю вас с воскресным днём и днём памяти преподобной Марии Египетской.
Уверен, что любой взрослый мыслящий человек неоднократно сталкивался с одной из самых страшных проблем — проблемой непонимания. Любой из нас так или иначе переживал непонимание своих близких, когда те, кого мы любим, оказывались неспособны нас понять. Это в самом деле страшно, ведь если есть поддержка, есть то самое понимание, то можно очень многое пережить, а если их нет, то человек оказывается совершенно одинок среди людей. И это, конечно, ужасно.
Сегодняшнее евангельское чтение посвящено как раз этой проблеме. Ученики Христовы отказываются понимать своего Учителя. Нечто подобное мы неоднократно встречаем на страницах Евангелия. Но в сегодняшнем отрывке этот вопрос стоит особенно остро. Господь идёт в Иерусалим с тем, чтобы пострадать, умереть и воскреснуть. Ему страшно, ведь Он не только Бог, Он и человек. Он по-человечески боится страданий и боли, Он боится смерти. Да, Он знает о том, что будет дальше, а потому и говорит о грядущем Воскресении. Но Воскресение не отменяет ужаса и боли страданий и смерти. Ведь мы все с вами неоднократно в течение каждого дня произносим своё исповедание, в котором говорим о том, что мы веруем во всеобщее воскресение и жизнь будущего века. Освобождает ли эта вера кого-либо из нас от страха боли и смерти? Нет. Потому что мы люди, мы не можем не бояться, и нам нужны те, кто может нас поддержать и быть с нами в самые страшные минуты жизни. Так же было и с Человеком Иисусом. Он боялся, душа Его скорбела. Но Он шёл в Иерусалим. Он искал поддержки у Своих ближайших учеников, но, как мы видим из сегодняшнего евангельского отрывка, не находил. Причем не только не находил поддержки, но и слышал в ответ на Свои слова совершенную глупость: ученики не хотели думать о страданиях своего Учителя, им было интересно собственное первенство.
Многие святые толкователи Евангелия размышляли над этим эпизодом, есть те толкования, которые оправдывают учеников, говорят, что ученики всё поняли, но несмотря на это они не утратили веру в Учителя, а потому смотрели дальше. Возможно, что это так. Но такое толкование не снимает другого вопроса: если ученики действительно имели такую веру, то почему они в страхе разбежались после взятия Христа под стражу? Поэтому более оправданным видится комментарий святителя Иоанна Златоустого, который сказал такие слова: «Ученики ожидали, что Он пойдёт на царство, а не на крест и смерть, ибо, хотя они многократно слышали о последних, точно знать этого они не могли. Посему так как у них ещё не было ясного и точного понимания Его учения, то они полагали, будто Он идёт на это видимое царство и собирается воцариться в Иерусалиме». Святитель Иоанн указывает на непонимание апостолами Христа Спасителя. Мы знаем, что непонимание учеников закончилось после сошествия на них Святого Духа.
Мы, как и апостолы, имеем помазание от Духа Святого. Но есть ли у нас понимание слов Христа? Или же мы, как и ученики по пути в Иерусалим, способны думать лишь о собственной выгоде, а не о крестном пути нашего Спасителя и Бога? За неделю до начала Страстной седмицы Церковь ставит перед нами именно эти вопросы. Она спрашивает каждого из нас: что мы делаем в Церкви? Зачем мы сюда пришли? Мы ищем того же, чего когда-то искали Иоанн и Иаков, или же мы понимаем слова Христа и готовы быть с Ним не только в славе, но и в страданиях?
Это то, о чём всем нам стоит непрестанно размышлять. И дай Бог, чтобы наши ответы не совпали с ответами ещё не просвещённых Святым Духом апостолов.