26 сентября 2020 года, в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, епископ Переславский и Угличский Феоктист совершил всенощное бдение во Владимирском кафедральном соборе.
После великого славословия был совершён чин Воздвижения Креста.
По окончании богослужения владыка обратился к верующим:
— В праздник Воздвижения Креста Господня Церковь вспоминает событие, которое не связано с земной жизнью нашего Спасителя, установление этого праздника восходит, как вы знаете, к обретению Креста Христова равноапостольной царицей Еленой в 326 году. Вполне очевидно, что раз описания Воздвижения нет и не может быть в Евангелии, то Церковь предлагает нам посмотреть на этот праздник шире и направляет наше внимание на то, что послужило причиной широкого почитания Креста Христова — на Распятие Спасителя. Евангельское чтение сегодняшнего богослужения тоже о Распятии, оно доносит слова Христа о том, что Ему надлежит быть «вознесенным от земли», апостол Иоанн Богослов комментирует слова своего Учителя и пишет, что «Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин. 12, 32-33).
Те, кто слышал сказанное Христом, не обратили внимания на образ Его грядущей Смерти, их больше поразило другое: то, что Христос умрёт. Они вспомнили древние пророчества о Мессии, вспомнили, что, согласно им, «Христос пребывает вовек». Получается, что если Иисус из Назарета умрёт, то Он и не Мессия. Весьма примечательно, что Господь не стал отвечать на это замечание. Конечно, молчание Христа удивляет: почему Он не процитировал, к примеру, пророка Исайю, который совершенно ясно говорил о том, что Мессия пострадает за человеческие грехи, что Он, подобно агнцу, будет поведён на заклание (Ис. 53, 7)? Об этом говорит 53 глава книги пророка Исайи. Почему Он не разъяснил эту главу книги пророка? Почему Он не процитировал другие схожие места Ветхого Завета? Почему Он резко сменил тему и начал говорить о свете: «еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет» (Ин. 12, 35)?
Ответ очень прост: потому что именно свет Христов, пребывание в этом свете, а не какие-либо слова, даже сказанные Самим Воплощенным Богом, делают человека способным понимать смысл Священного Писания. Но что означает хождение во свете? Святитель Григорий Нисский разъясняет это через противоположное, он пишет о том, что означает пребывание во тьме: это жизнь ради удовлетворения грубых потребностей, жизнь, центр и смысл которой находятся в области плоти и её похотей в самом широком смысле этого слова. Действительно, такой человек «не знает, куда идет». В этом легко убедиться, если последовательно задавать ему один и тот же вопрос: «Что дальше?». Довольно быстро «ходящий во тьме» упрётся в невозможность ответить что-либо вразумительное, потому что ему самому неизвестна цель его пути, цель его жизни.
Конечно, сегодняшний евангельский отрывок не может не побуждать нас к размышлению о нас самих. Мы ходит во свете Христовом и ясно видим конечную цель своего пути или же мы находимся во тьме и не понимаем, куда идем? Путь Христов ясен: исполнение воли Божией, несмотря ни на что, несмотря на весь трагизм этого пути. Путь тьмы тоже понятен: забвение Бога тогда, когда памятование о Нём мешает решению наших сиюминутных задач.
Сегодня перед нами Крест Христов, Церковь призывает взирать на него и ничего не бояться, ведь тот, кто идёт по дороге к Кресту, идет во свете Христовом, он пребывает со Христом, он не споткнётся и не рухнет в одну из ям, которые в изобилии встречаются на пути каждого человека.